Межгосударственная программа инновационного развития уже разрабатывается.

Анатолий ЛОКОТЬ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления :

Анатолий ЛОКОТЬ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления :

– Для Беларуси и России как никогда актуальным является ускорение реализации стратегии модернизации, либерализации и инновационного роста. Для реализации этих стратегий политика Беларуси и России ориентируется на приоритеты инновационного пути развития, создание условий для технологического обновления производства, повышение конкурентоспособности в сфере производства высокотехнологичной продукции, основанной на достижениях современной науки и техники.
Немаловажно и то, что за годы существования Союзного государства создано значительное количество объектов союзной собственности, а ее законодательное оформление позволило приступить к  созданию нормативной правовой базы по учету, оценке и управлению объектами, созданными и приобретенными за счет средств союзного бюджета, в том числе объектами интеллектуальной собственности.

Леонид ВОРОНЕЦКИЙ, генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь:

– Вопрос инновационного развития для наших стран является сегодня одним из ключевых, потому как Беларусь и Россия ныне активно ведут модернизацию своих экономик. В этой ситуации особенно важно выверить  приоритеты и при формировании союзных программ. Предусмотрено более широкое участие соответствующих институтов России и Беларуси в подготовке межгосударственной программы инновационного развития на период до 2020 года. Разработка такой программы уже ведется, и к 2011 году она должна быть представлена на рассмотрение глав правительств наших стран.
Необходимо определиться также с учетом интеллектуальной собственности, создаваемой в результате выполнения союзных программ, выработать механизм ее защиты как на территории наших государств, так и за пределами Союзного государства.

Юрий Потребенников, заместитель директора по науке лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ:

– Одной из актуальнейших задач, связанных с повышением конкурентоспособности и эффективности экономик Беларуси и России, является превращение результатов исследований в области фундаментальной науки в практически значимый продукт, пригодный для решения конкретных задач социально-экономического развития, то есть коммерциализация этих результатов. Решению такой задачи в одной из наиболее технологоемких областей фундаментальных исследований – физике высоких энергий – препятствует отсутствие на территории Союзного государства Беларуси и России соответствующей конкурентоспособной базы мирового уровня для получения новых знаний в этой области. На устранение этой проблемы нацелена разрабатываемая Программа Союзного государства «Центр фундаментальных исследований и инновационных разработок на основе ускорительного комплекса «НИКА».

Андрей МАРКОВ, ВРИО директора Института экономики НАН Беларуси:

– В качестве первого шага на пути к созданию единого научно-инновационного пространства Союзного государства необходимо выработать алгоритм интеграции и выбрать его форму, для чего потребуется провести комплексную оценку стартовых условий обеих стран, включая анализ сложившейся практики проведения исследований, их организации и механизмов финансирования, возможностей материально-технической базы по обеспечению исследований и кадрового потенциала.
Следующим этапом инновационного строительства должна стать разработка методологии проведения совместных исследований и разработок, в основу которой могут быть положены принципы полидисциплинарности и институционального финансирования.
Итоговым результатом этой работы должны стать концепция и программа интеграционного развития научно-инновационной сферы Союзного государства, которые должны быть утверждены его Парламентским Собранием.

Альберт СТЕПАНОВ, заместитель Государственного секретаря Союзного государства – член Постоянного Комитета Союзного государства:

– Имущество Союзного государства должно обеспечивать деятельность органов управления Союзного государства, некоммерческих и коммерческих организаций, созданных для реализации функций Союзного государства в оборонной, транспортной, энергетической сферах и гидрометеорологии, геодезии и картографии. К ведению Союзного государства могут быть отнесены вопросы, требующие приобретения в собственность и на иных правах обособленного имущества для функционирования региональной группировки войск и объединенной системы технического обеспечения вооруженных сил государств-участников, а также иного имущества, необходимого для деятельности органов управления Союзного государства.

Николай МИХАЙЛОВ, научный сотрудник Института государства и права РАН:

– В контексте условий заключенного в 1999 году между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора «О создании Союзного государства» просматривается задача по созданию основ единого правового пространства, с охватом сфер различной отраслевой направленности. Это требует взаимоувязки норм различных законодательных актов России и Беларуси, определяющих правовое положение и регулирование деятельности субъектов предпринимательства, в том числе в сфере инноваций, что обусловлено целями и принципами создания Союзного государства.
Для эффективного разрешения рассматриваемых проблем необходимо учитывать особенности правового статуса субъектов предпринимательства. Как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь базовыми законодательными актами, регулирующими предпринимательство, являются  гражданские кодексы каждой страны, которым в соответствующих национальных правовых системах отводится центральное место в закреплении организационно-правовых форм корпоративных субъектов и регулировании предпринимательской деятельности, в том числе инновационной. С учетом проведенного сопоставления предусмотренных законодательством организационно-правовых форм субъектов предпринимательства России и Беларуси следует исходить из  фактического сходства определений понятия «предпринимательская деятельность», зафиксированного в рассматриваемых гражданских кодексах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter