Это будет «Сезон (не)обычных историй».
— Я бы хотела сказать, что я жду обычных историй, — говорит председатель народного жюри, режиссер Влада Сенькова. — Потому что кино — это история о нас. Самое главное в нем — увидеть себя. Самое сложное в кино — снять обычную историю. Поэтому я очень жду обычных историй, которые будут еще долго жить и радовать всех нас.
Причем в отличие от прошлого года, обычная-необычная история не обязана быть реальной.
— Идеи могут быть какие угодно, потому что самая обычная история для одного человека может быть необычной для другого, и наоборот — то, что кажется необычным нам, для другого может быть привычным, — говорит заместитель генерального директора компании А1 по цифровым платформам и контенту Антон Бладик. — Поэтому мы не ставим какие-то рамки. Пусть это будет, на самом деле, сезон необычных историй.
Рамок, действительно, нет — ни возрастных, ни профессиональных, ни географических. Единственное ограничение — фильм должен быть снят при помощи мобильного устройства и укладываться в 10 минут экранного времени.
Но такое ограничение, наоборот, открывает перед художником дверь в высшую свободу.
— Для того, чтобы снять что-то хорошее, сейчас достаточно идеи и мобильного телефона, — говорит Антон Бладик.
Впрочем, здесь есть свои подводные камни.
– У Шона Бейкера, который был у нас однажды в жюри, есть нашумевшая картина «Мандарин», снятая целиком на мобильную технику. Если раньше это воспринималось как большой и неожиданный сюрприз, то сейчас это уже становится почти рядовой вещью. Просто очень хочется, чтобы наряду с этими новшествами не стиралась позолота мысли и творческой изобретательности, — говорит член профессионального жюри, киновед, директор программы игрового кино фестиваля «Лiстапад» Игорь Сукманов.
— Съемки на мобильное устройство позволяют очень быстро реагировать практически на любое событие в мире, — говорит белорусский шоумен Павел Костевич, очевидно, сам уже попробовавший вкус мобильного кино. — Допустим, ночью что-то пришло в голову, а с утра уже начинаешь сьемки. Главное — любить кино и не бояться его снимать!
Для молодых амбициозных режиссеров Smartfilm — короткий путь в большую карьеру. Свежайшая новость: лауреат гран-при 2010 года Митрий Семенов-Алейников, которого по праву именуют первым белорусом, покорившим Канны, в апреле выпускает свой первый полнометражный фильм — «Запретная зона».
А для кинокритиков и киноведов, которые заседают в жюри, Smartfilm — это большой повод для наблюдений, выводов и обобщений.
— В этой круговерти можно проследить ту часть кинематографического процесса, который находится в основном в тени. Можно увидеть, как мыслят те, кто любит кино, увлекается кинематографом, делает свои либо первые, либо вторые, либо десятые шаги на пути к осуществлению своей кинематографической мечты, — утверждает Игорь Сукманов.
— Smartfilm предлагает новые голоса, новое зрение, новые ракурсы рассмотрения истории. И в этом смысле, надеюсь, на меня не обидятся коллеги с других белорусских фестивалей. После «Лістапада» это второй по значению фестиваль, на котором изменения в белорусском независимом кино видны буквально в зародыше, — уверяет член жюри, продюсер Леонид Калитеня.
Вот почему в работе профессионального жюри нынче с охотой участвуют видные кинокритики Антон Сидоренко и Тарас Тарналицкий, координатор Национального конкурса фестиваля «Лiстапад» Николай Лавренюк, директор кинофестиваля «Паўночнае ззянне» Ольга Чайковская, кинорежиссер Анастасия Мирошниченко.
Работа в жюри на «Смартфильме» достаточно сложная. Можно представить, что свыше трех тысяч мобильных фильмов, представленных на фестиваль со дня его основания, далеко не все были шедеврами. В прошлом сезоне на конкурс было представлено 344 фильма, из них 71 белорусский. Остальные — со всех континентов Земли. С тех пор как фестиваль в 2016 году был официально объявлен международным, на нем прописались свыше 60 государств.
— Это уже практически фестиваль класса А, — говорит Павел Костевич.
— Фестиваль класса А1, — уточняет Игорь Сукманов.
Итак, фестиваль начался. Уже сегодня можно зайти на официальный сайт www.smartfilm.by и подать работу на конкурс. Крайний срок подачи работ — 21 марта. Начиная с 27 февраля и по 31 марта в рамках фестиваля будут проходить мастер-классы, которые будут проводить приглашенные звезды. Будет и День влюбленных (как говорят, с большими сюрпризами), и другие приятности.
Ходят упорные слухи, что на фестиваль приглашен Киану Ривз. И это было бы даже логично!
— Те, кто помнят фильм «Джон Уик 3», должны помнить, что герой Киану Ривза — Джон Уик — родом из Беларуси. Поэтому кому как не Киану Ривзу прибыть на белорусскую землю, пройтись по местам боевой славы, посетить балетную школу, школу борьбы, деревеньку, откуда он был родом! — улыбается Антон Бладик.
Организаторы даже сняли короткометражку об этой деревеньке, и очень похоже, что все это большой-большой, очень большой розыгрыш.
Ну, а потом начнутся по-настоящему серьезные вещи. С 26 марта по 4 апреля — голосование на сайте (по обычным правилам). Народное голосование в кинотеатре состоится 9 апреля. Закрытие фестиваля — 16 апреля.
Кстати, никаких преференций и специальных призов белорусским участникам в этом году не будет. Все состязаются на равных!
Остается лишь добавить, что девятый, почти юбилейный сезон Voka Smartfilm проходит при поддержке Министерства культуры Беларуси, и там очень надеются, что фестиваль придаст новый импульс развития независимому белорусскому кино.
Фото Ольга Шилова