На скрипках, бубнах и вальках: народная инструментальная музыка Сморгонщины войдет в Государственный список нематериального культурного наследия

Между Вилией и Гольшанкой

Сегодня в сокровищнице самобытного наследия предков есть и вокальные, и танцевальные, и кулинарные, и ткацкие, и разнообразные обрядовые традиции разных регионов Беларуси. Но инструментальная музыка пока не представлена. И здесь Сморгонский район выступает первопроходцем. В Гродненской области готовятся документы элемента нематериального культурного наследия «Традиционный музыкально-инструментальный исполнительский стиль Сморгонского междуречья Вилии и Гольшанки» для внесения в Государственный список историко-культурных ценностей.


Самобытный музыкальный стиль был распространен на территории Сморгони и агрогородка Жодишки, а также пользовался популярностью в других деревнях района, особенно в Крево, Синьках, Вишнево. И сегодня у него есть преданные последователи. Несколько поколений выпускников Сморгонской детской школы искусств имени Огинского являются носителями уникального элемента.

В руках шестерых молодых музыкантов — скрипки, барабан, гармошка, дудочка и бубен. Самый молодой участник группы — 10-летний барабанщик Антон Страх. Он играет на нескольких музыкальных инструментах. 



— Начал осваивать барабан в прошлом году, — скромничает парнишка. — А так играю на баяне, гармошке, бубне, трещотке. Сложнее всего на гармошке, путаюсь иногда. 

Художественный руководитель коллектива Евгений Воронин еще не так давно был учеником музыкальной школы, а сейчас сам учит мальчишек и девчонок уникальному стилю. 

— Ездим достаточно часто на разные концерты, конкурсы. Летом были в Свислочи на фестивале фолк-музыки, где стали лауреатами. Наш коллектив постоянно обновляется. Некоторые ребята остаются.



— На любых инструментах можно воспроизвести ваш стиль?

— В общем, да, но главная — скрипка, — говорит худрук. — Среди основных также дудочка, гармошка, барабан. Есть много шумовых инструментов типа валька или трещотки. 

В принципе, всех ребят можно смело назвать мультиинструменталистами. Список носителей элемента в 2019 году насчитывает 14 человек, еще 11 являются учениками и преемниками уникальной традиции.

— Несмотря на то что народные наигрыши положены на ноты в 2019 году с целью фиксации элемента, они продолжают передаваться путем устного подражания на инструментах, — добавляет заместитель директора по воспитательной работе Марина Пахомова. — Состав коллектива меняется, ведь дети учатся в нашей школе только семь лет. Сейчас, когда идет подготовка документов по внесению инструментального стиля в список нематериального культурного наследия, мы собираем выпускников, ездим с концертами. Выступаем на всех городских и районных мероприятиях. А в последнее время начали сопровождать церемонии бракосочетания в ЗАГСе, играем на свадьбах. Даже не ожидали, что это вызовет такой интерес. Заявок поступает немало. 



Инструментальная музыка Сморгонского междуречья очень ритмичная, мелодичная. Она всегда исполнялась весело, бодро и уверенно, а музыканты могли быстро переходить из одной мелодии на другую. Ее играли народные музыканты-самоучки в деревенских домах на свадьбах, а также на танцах.

Отдельного внимания заслуживает методика обучения элемента «с руки на руку». Носитель играет мелодию, а ученики повторяют за ним. Более сложные наигрыши повторяются несколько раз, затем по партиям. Каждый ученик играет свою, пока не заучит весь наигрыш. Кроме того, народный музыкант хочет и может украшать свою музыку, поэтому ключевой особенностью всегда выступает возможность импровизации.



Наигрыши передаются «с руки на руку» на всех инструментах. У детей при таком обучении совершенствуется музыкальный слух, развиваются творческие способности. Это отражается и в технике, и в интонации, и в самом мышлении исполнителя.

Уникальный музыкальный стиль на Сморгонщине остается актуальной и востребованной частью искусства устной традиции, в котором он существует. Как и 100 лет назад, без этой музыки невозможно проведение ни одного календарного, семейного или современного деревенского праздника. В ней звучит душа предков, талантливых и открытых миру людей.



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Инициатор продвижения традиционного музыкально-инструментального стиля методист по охране историко-культурного наследия Сморгонского районного центра культуры Елена Бобина: 

— Уникальный стиль имеет далекие корни. Если говорить о современности, то у истоков возрождения стоял бывший преподаватель школы искусств Чеслав Жих, освоивший в 1990-е годы методику передачи элемента «с руки на руку» у Владислава Будько — музыкального самородка, который родился в 1919 году в деревне Семерники на юге Сморгонщины. Еще ребенком он самостоятельно научился играть на скрипке, которую подарил ему отец. Талантливого мальчугана приглашали развлекать гостей на свадьбах, и со временем его стиль стал узнаваем и любим. С тех пор его передавали, обучая подрастающее поколение. 

kondratsieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter