Между своим и чужим

О наших и импортных товарах
Не секрет, что склады многих предприятий сегодня трещат по швам. Одна из причин чрезмерной затоваренности — вытеснение с полок магазинов наших товаров импортными аналогами, которые активно закупают различные торговые сети. По данным Белстата, доля продажи изделий белорусского производства в розничном обороте в январе — июне составила 71,5 процента, что несколько ниже уровня первого полугодия 2012–го (72,7 процента). Особенно непростое положение в реализации непродовольственных товаров: объем произведенных в Беларуси составляет всего около 60 процентов. Как изменить нездоровую тенденцию?

Знаю по себе: между своим и чужим товаром не всегда просто сделать правильный выбор. Импорт, безусловно, неизбежен, хотя я и предпочитаю приобретать наши вещи. Не покупаешь кота в мешке — пусть и в менее красочной обертке. Другое дело, когда к нам ввозятся чай, кофе, рыба, цитрусовые, а также те товары, выпуск которых практически не налажен, — легковые автомобили, канцелярские товары, спортивные изделия, стальная эмалированная посуда. Кроме того, импорт необходим для расширения ассортимента. Но как соблюсти четкий баланс и дать своему производителю не только возможность для увеличения рынка сбыта продукции, создания большего количества рабочих мест, но и получения дополнительных налоговых отчислений?

Министр торговли Беларуси Валентин Чеканов этой проблеме уделил особое внимание на недавнем выездном заседании коллегии Минторга, состоявшемся в Гродно. В чем суть предложений? Министр отметил, что в адрес производителей белорусских товаров в последнее время высказаны конкретные претензии. Необходимо их учесть и исправить положение. Похоже, настало время не только для разговоров, но и активных взаимовыгодных действий.

Как этого достичь на практике? В проблеме разбирались участники коллегии Минторга. Они посетили крупнейший в Гродно магазин по продаже электронной и бытовой техники, открывшийся в городе всего год назад. Что сразу там приятно удивило, так это близкое соседство на торговых полках белорусских и импортных товаров. Выбирай, что тебе нравится! По качеству и цене! К сожалению, на этом первые радужные впечатления померкли...

На что я обратил внимание во время экскурсии по огромному торговому залу? В павильоне по продаже телевизоров было многолюдно. Но посетители магазина чаще задерживались у импортных образцов. Почему так? Ответ прост. На стеллаже рядом стоят два телевизора. Аналогичное по размерам изделие нашего известного предприятия проигрывает уже чисто внешне: картинка уступает зарубежному изделию по цвету, зернистости экрана, другим параметрам. Как потом выяснилось, проигрываем здесь не только в качестве изображения, но и в экономичности. Наш «ящик», оказалось, потребляет в четыре раза больше электроэнергии, а стоит всего на 100 тысяч дешевле своего иностранного конкурента. Еще больше удивился, когда на соседней полке увидел наш телевизор, который по техническим характеристикам тоже значительно уступал приезжему «сопернику», но при этом стоил на 600 тысяч рублей дороже...

Какую вещь предпочтет покупатель, нетрудно догадаться. Поэтому неудивительно, что продажа белорусских телевизоров в нынешнем году в стране снизилась почти на 8 процентов. Тревожный факт...

О том, какой товар и почему пользуется повышенным спросом, более осведомленных людей, чем продавцы, пожалуй, не найти. В магазине мне показали белорусский пылесос. Мало того что его заявленная мощность оказалась таковой лишь на бумаге, так еще и запчасти к этой достаточно простой бытовой технике сложно где–то купить. Дошло до того, что завод не обеспечивает ими в полном объеме даже потребности двух своих фирменных магазинов в Гродно. А вот еще более странная картина. На торговых полках месяцами пылятся гомельские утюги. Почему они не пользуются спросом у населения? Ответ продавцов: это изделие, разработанное еще полвека (!) назад, давно устарело, потому и не выдерживает конкуренции с импортом.

Но при посещении магазина я установил и другие факты. Так, примерно по одной цене стояли для продажи стиральные машины белорусского и зарубежного производства. Но с той лишь разницей, что гарантия на техобслуживание у нашей техники три года, а у иностранной такого же класса всего год. Вот, пожалуй, один из примеров того, что можно найти приемы для  привлечения покупателя к местному товару.

Теперь слово — за промышленниками. Чтобы активно продвигать свой товар, надо, чтобы он был качественным. Но и торговля должна менять свое лицо и ни на день не оставаться в стороне. Затянем время — потеряем рынки сбыта и деньги. Потому что конкуренты не дремлют.

Советская Белоруссия №141 (24278).Четверг, 1 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter