Между складом и делом

Неожиданный поворот: проблемы на внешних рынках могут обернуться уникальной возможностью обновить свой парк техники

Неожиданный поворот: проблемы на внешних рынках могут обернуться уникальной возможностью обновить свой парк техники.


Как выполняется требование разгрузить склады? Последними данными о динамике складских запасов поделился заместитель Председателя Комитета государственного контроля Александр Агеев. В течение прошлой недели КГК изучил ситуацию на 91 предприятии из списка валообразующих. Специалисты комитета отметили снижение складских запасов за июль на 0,9 трлн. рублей. Трансформируется ли это первое движение в устойчивую тенденцию, покажет ближайшее время. Госконтроль намерен проводить мониторинг складов постоянно. А заодно готовит новые предложения о том, как помочь промышленности.


Один из прорабатываемых проектов может даже показаться парадоксальным. Если задуманное будет реализовано, то мы получим пример трансформации нынешних объективных проблем в немалую выгоду в перспективе. «На МТЗ сегодня скопилось около 5 тысяч тракторов. Примерно 3 тысячи автомобилей — на МАЗе, — перечисляет Александр Агеев. — Подобные проблемы испытывают сейчас многие предприятия. Особенно те, производство которых было преимущественно ориентировано на экспорт. Но ведь в технике заморожены немалые деньги. Лучше бы она не стояла, а работала».


Суть инициативы КГК сводится к тому, чтобы активизировать поставки техники на внутренний рынок. Потребителям она нужна. Но не у всех есть деньги на то, чтобы разом обновить парк машин. Между тем потенциальная потребность достаточно высока. Только в сельском хозяйстве около 39 процентов тракторов старше 10 лет. Содержание таких машин становится затратным. Слишком много денег тянет ремонт. Их замена на новую технику была бы лучшим выходом. Но как сбалансировать интересы потребителей и производителей? Чтобы в финансовом плане внакладе не остались ни те ни другие.


«Нужно проработать разные варианты финансирования поставок новой техники селу, транспортной, лесной отраслям, — рассуждает зампред КГК. — Для этого нужно оперативно изучить возможности производителей и реальные внутренние потребности в их продукции. А затем четко спланировать: сколько и кому машин можно поставить по лизингу, сколько — за собственные средства покупателей, сколько — за банковские кредиты, сколько — в рассрочку под гарантии облисполкомов и банков».


Схема, по мнению специалистов, вполне работоспособна.


«Сегодня мы имеем в чем–то даже уникальную возможность обновления машинно–тракторного парка наших отраслей, — считает Александр Агеев. — Если платежеспособный спрос на внешние рынки объективно упал, нужно делать упор на внутренний. Воспользовавшись этим, мы буквально за год сможем вывести на качественно новый технический уровень оснащения предприятия агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, дорожной, транспортной отраслей. Кризис закончится. Производителям сейчас главное — не потерять связи с зарубежными партнерами. И когда поставки им вырастут до прежних, а может, и еще более высоких объемов, внутри страны мы уже решим задачу обновления собственного парка машин. Это тоже важный элемент национальной конкурентоспособности. И сыграет на руку тогда, когда мы снова сможем сосредоточиться в полной мере на экспортной работе».


В этом мы убедились, побывав на днях вместе с Председателем Комитета госконтроля Минской области Владиславом Цыдиком в Логойском районе.


На въезде в одну из деревень тормозим возле вереницы тракторов дорожной службы, которые обкашивают траву вдоль трассы.


— Работаю уже семь лет: убедился, белорусская техника — вполне надежная, — рассказывает тракторист ДЭУ–10 Валерий Харсика, которого мы застали во время короткого отдыха. — А вот обновление нашему парку, конечно, не помешает. К примеру, сейчас простаивает один старый трактор года этак 87–го. Кабина сгнила, ездить нельзя. Надо бы заменить, а денег нет.


Вполне типичная ситуация: найти с ходу 32 миллиона на новый трактор не так–то просто. Мы же, объехав территорию республиканского горнолыжного центра «Силичи», подъезжаем к крепкому по здешним меркам хозяйству — сельскохозяйственному кооперативу «Логойский» филиала РУП «Белоруснефть–Минскоблнефтепродукт». Казалось бы, проблем с техникой быть не должно. Но это не так.


— Нехватку ощущаем постоянно, — разводит руками директор сельскохозяйственного кооператива Михаил Придыбайло. — Тракторы среднего уровня мощности, которыми сейчас, знаю, загружены склады МТЗ, пришлись бы кстати и для заготовки кормов, и для кошения, и для транспортных работ, и для обслуживания ферм — по габаритам они подходят идеально. А уж для личного подсобного хозяйства машины и вовсе незаменимы.


— Так почему не покупаете? — спрашиваю.


— Свободных денег нет. Вот если бы в лизинг, взял бы шесть штук, не меньше!


— Лесному хозяйству нужны харвестры, необходимы сортиментовозы, которые производит МАЗ, — вторит директор логойского лесхоза Олег Дашкевич. — Или, к примеру, тележки, каждая из которых стоит по 46 миллионов рублей. Как найти такие деньги? В банке предлагают кредит под сумасшедший процент. Если бы первоначальный взнос составил процентов 10, а потом разрешили два–три года платить в рассрочку, мы бы обязательно купили себе и новые тележки, и тракторы.


Вот она — наглядная иллюстрация возникшей двойственности проблемы: старая техника выходит из строя, требует больших расходов, логично ее заменить. Но вместо того, чтобы новым машинам с конвейера выехать на поля, они простаивают под палящим солнцем на стоянках и парковках. Если бы каждое хозяйство страны приобрело хотя бы по два–три трактора, о складской проблеме не было бы и речи, а за счет обновления основных фондов выгадали бы в перспективе и покупатели.


— Комитет государственного контроля отвечает за экономическую безопасность страны. В нынешней ситуации, когда растут складские запасы, а техника, как видите, востребованна и нужна, мы теряем дважды, — подвел итоги нашего мини–рейда Владислав Цыдик. — Главное сейчас — выработать устраивающую всех схему расчетов. Свои предложения мы направим в Правительство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter