70,2 процента респондентов сельской местности позитивно относятся к семейной политике в Беларуси

Между рождением детей и карьерой

70,2 процента респондентов сельской местности позитивно ответили на вопрос социологов об отношении к семейной политике в Беларуси. Что за этим стоит?

Семейная политика — одно из приоритетных направлений развития независимой Беларуси. От устойчивости и благополучия семьи зависит перспектива развития страны как самостоятельного государства. Укрепление этого института — в приоритетах проводимой у нас социальной политики. На самом высоком уровне создаются условия для утверждения ценности многодетности, всесторонней поддержки таких семей, укрепления авторитета женщины-матери в обществе, повышения ответственности родителей за процесс воспитания.


Подробнее об особенностях государственной семейной политики в Беларуси по просьбе «СГ» рассуждает заведующая отделом социологии социальной сферы Института социологии НАН Беларуси Наталья СОСНОВСКАЯ.

— Начну с того, что часто понятия демографическая политика и семейная политика не различаются. А отличия есть. Демографическая — это инструмент целенаправленного воздействия на решение задач в сферах рождаемости, здоровья, продолжительности жизни и миграции. Тогда как семейная призвана гармонизировать отношения между личностью, семьей и обществом и создавать благоприятные условия для рождения и воспитания детей. 

Семейная политика имеет свои особенности в разных странах и подвержена изменениям внутри страны в зависимости от складывающейся ситуации. Различия между моделями связаны с продолжительностью отпуска по уходу за ребенком, возможностями профессиональной занятости матерей, степенью участия государства и рынка в организации заботы за детьми и пожилыми гражданами.

В нашей республике закрепилась пронаталистская модель семейной политики, призванная стимулировать рождаемость. Она подкрепляется широкой системой пособий. Но и кроме мер прямой экономической поддержки в рамках основных направлений предусмотрены государственная адресная социальная помощь, меры поддержки при строительстве или реконструкции жилья, в сфере образования, здравоохранения; правовые гарантии для родителей в сфере профессиональной занятости; социальное обслуживание в трудной жизненной ситуации; семейный (материнский) капитал.

С 1998 года, то есть с момента подписания Президентом указа об основных направлениях семейной политики, ее основной целью было улучшение материального положения семьи как способа стимулирования рождаемости. Именно этой задаче отвечает широкая система пособий, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

— А эффективность этих мер поддержки как-либо изучается экспертами?

— В Институте социологии проводилось исследование, в котором ставилась задача выявить отношение жителей республики к различным мерам семейной политики. Количество опрошенных путем репрезентативной выборки составляло 2 тысячи человек. Результаты опроса показали: более половины респондентов (60 процентов), имеющих детей в возрасте до 3 лет и получающих пособия по уходу за ребенком, позитивно оценивают данные меры. Среди респондентов, проживающих в сельской местности, зафиксирован более высокий уровень удовлетворенности пособиями — 70,2 процента. Сходным образом опрошенные с детьми до 3 лет оценили и возможности устройства детей в дошкольное учреждение по месту жительства: 60,6 процента — позитивно, 29,7 — негативно и 9,7 — затруднились ответить. Респонденты с детьми от 3 до 6 лет возможности устройства в дошкольное учреждение оценивают выше: 69,8 процента — удовлетворены, 26,4 — не удовлетворены. Между ответами респондентов, проживающих в городе и сельской местности, различий по данному вопросу не обнаружено. Качество оказываемых дошкольными учреждениями услуг большинство родителей с детьми от 3 до 6 лет оценивают положительно (77,8 — позитивно, 18,4 — негативно, 3,8 — затруднились ответить). В целом среди остальных мер семейной политики услуги дошкольных учреждений и возможности устройства детей в детские дошкольные учреждения оцениваются позитивно. 

— Еще одно немаловажное направление семейной политики — обеспечение баланса между семьей и работой. Наталья Александровна, что делается в этом отношении в Беларуси?

— Работодателям рекомендуется предоставлять родителям возможность пользоваться гибким графиком работы, позволяющим эффективно совмещать свои профессиональные и семейные обязанности. Здесь многое зависит от политики конкретной организации или предприятия. В связи с этим мнения респондентов о ее реализации представляют особый интерес. Полученные ответы показали, что имеющиеся возможности рабочего графика чаще устраивают родителей с детьми от 6 до 12 лет (39,8 процента). И наоборот, наименьшую степень удовлетворенности выразили опрошенные с детьми от 3 до 6 лет (31 процент).

Также мы спрашивали, какие направления господдержки семей с детьми кажутся более важными. Большинство важнейшим считает упрощение системы льготного кредитования для семей с детьми при приобретении жилья, то есть меры, связанные с улучшением жилищных условий (48,6 процента). Причем среди родителей, имеющих несовершеннолетних детей, это направление еще более востребовано. О его актуальности сообщили 56,5 процента опрошенных, имеющих несовершеннолетних детей. Не менее важным люди признают и существующие меры экономической поддержки — 44,3 процента. Многие родители (36,2 процента), имеющие несовершеннолетних детей, одним из важнейших направлений поддержки считают предоставление возможности таким, как они, работать в режиме гибкого графика, удаленно.

— Насколько известно, в 2021 году Министерством труда и социальной защиты разработана система конкретных мероприя­тий, позволяющая родителям сочетать профессиональную занятость и уход за детьми.

— Да, это концепция «Компания, дружественная родителям», которая на уровне конкретных организаций позволяет реализовывать лучшие мировые модели трудовых отношений, когда сотрудники-родители не рассматриваются как обуза для нанимателей. Очень важно, что на государственном уровне есть понимание необходимости расширения системы мер семейной поддержки. В частности, больше внимания уделяется вопросу развития гендерного направления — об этом свидетельствует введение с 2020 года дополнительного отцовского отпуска продолжительностью до 14 календарных дней, которые отец при желании может использовать одновременно с отпуском по уходу за ребенком, который предоставлен матери. Законодательно это не оплачивается, однако организации могут оплату предусмотреть, как и установить большую продолжительность отпуска. И это происходит на практике. В Беларуси до 14 процентов организаций предусматривают полную либо частичную оплату отцовского отпуска. Иными словами, семейная политика в Беларуси динамично развивается, учитываются меняющиеся ценности молодежи, потребности и запросы граждан. Особое внимание, как видим, уделяется балансу между семьей и работой, который дает возможность совмещать карьеру и воспитание детей и может положительно влиять на решение молодых людей не откладывать рождение ребенка.


angelika@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter