Между прошлым и будущим

Что лучше: чтобы ребенок учился под боком и вышивал крестиком или отправить его в школу за семь километров, где условия обучения более современные?

Что лучше: чтобы ребенок учился под боком и вышивал крестиком или отправить его в школу за семь километров, где условия обучения более современные?

В письме в “Народную газету” жительница деревни Свиридовичи Речицкого района, назвавшаяся Анной Ивановной Колоцей, написала: “У нас закрывают детсад и школу. Существенных причин для этого родители не видят. Начальство аргументирует решение о закрытии тем, что нет спортзала, туалет во дворе. Школа, в которую собираются перевести детей, базовая, ее хотят сделать средней. Хватит ли места? Там течет крыша. Неужели большее количество детей легче перевозить, нежели меньшее? Ведь известно, как обслуживаются дороги в малых деревнях, да и транспортные средства зачастую оставляют желать лучшего. А если автобус не поедет? Чиновникам не жалко наших детей...”

А спустя пару дней пришло похожее письмо, и тоже из Гомельской области. Жители деревни Гороховичи Октябрьского района выражали свое несогласие с тем, что среднюю школу хотят сделать базовой...

Под воздействием стереотипов

Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент “НГ” выехала в Речицкий район. Найти автора письма не удалось — человека с таким именем в Свиридовичах, по данным сельсовета, нет. Но проблема есть. Представители отдела образования Речицкого райисполкома это подтвердили и, дабы аргументировать свою позицию, предложили посетить обе школы — среднюю в Свиридовичах, которую планируют закрыть, и базовую в Яновке, — ее решено сделать средней и возить туда ребят из Свиридовичей специализированным транспортом.

В Свиридовичской средней школе сегодня работает 29 человек, учится 48 детей, в базовой Яновской — 12 и 21 соответственно. “Численное превосходство” — один из главных козырей свиридовичских родителей, выступающих против закрытия школы.

Для родителей и педколлектива в Свиридовичах в связи с предстоящими изменениями представители отдела образования провели собрание, на нем присутствовал заместитель председателя Речицкого райисполкома Виталий Атаманчук. Если судить по письму, отправленному в разные инстанции уже после собрания, изменить негативное отношение родителей к происходящему не удалось. Не принесла результата и экскурсия в Яновку, которая была организована для школьников и родителей. Хотя молодое поколение настроено более миролюбиво: понравился спортзал, говорят девчонки и мальчишки, в целом атмосфера в школе. Мальчишкам особенно пришлись по нраву мастерские для трудового обучения — в Свиридовичах таких нет. Педагоги Яновской школы рассказали, что один из мальчиков, увидев станки и оборудование, воскликнул: “Ну, наконец-то мы перестанем шить крестиком”.

Виталий Атаманчук, с которым удалось пообщаться и вашему корреспонденту, сообщил, что школа в Свиридовичах не отвечает современным требованиям и о ее закрытии уже принято устное решение:

— На первом месте даже не финансовый аспект, а отсутствие надлежащих условий для пребывания ребят, хотя и финансовый также имеет значение. Вкладывать средства в ремонт здания старой постройки нецелесообразно, неэкономно при том, что в соседнем селе есть школа, которая больше соответствует требованиям времени.

Истина в сравнении

Между Свиридовичами и Яновкой, если считать расстояние от школы до школы, семь километров. Как обещают представители местной власти, проблемы с подвозом школьников не будет. Если же сравнивать школы по удобству для учеников, преимущества Яновской очевидны: типовое здание, возведенное лет двадцать назад, действительно выглядит лучше. В Свиридовичах школа 1939 года постройки. Вместо спортзала — приспособленная комната с парой спортивных снарядов. Туалет во дворе. В момент приезда корреспондента была закрыта столовая — повар уволилась, обеды детям выдавали сухим пайком. Хотя в целом школа выглядит аккуратной и досмотренной, насколько это можно обеспечить в таком здании.

Директор школы Сергей Анищенко на закрытие школы смотрит не с точки зрения личного удобства и неудобства, а оценивая, как это отразится на детях:

— Безусловно, в Яновке образовательные и санитарные условия для ребят лучшие. В основе недовольства многих — элементарное желание, чтобы дети были под боком. Что же касается нас, педагогов, то наша задача — учить детей. И неважно, в каком населенном пункте — своем или соседнем. В этом плане нас можно сравнить со служивыми людьми — быть там, куда пошлют. Умрет ли деревня с закрытием школы? По-моему мнению, не умрет, если будут создаваться рабочие места. А они здесь есть, в частности, функционирует крупный животноводческий комплекс.

Директор учреждения образования “Яновский детский сад — базовая школа” Елена Забиран рассказала, что уже приступили к перепланировке, чтобы расширить и добавить помещения, хотя их и так достаточно для размещения учащихся обеих школ. Показала санузлы, холлы и классы. Не скрывала подтеков от прохудившейся крыши, о которых сообщалось в письме.

— Крышу к следующему учебному году починим, — прокомментировал сопровождавший в поездке корреспондента “НГ” заместитель начальника отдела образования Речицкого райисполкома Михаил Астапенко. — Уже готова проектно-сметная документация, она сейчас находится на государственной экспертизе.

“Будем рады принять ребят, пусть не беспокоятся родители о том, что им у нас будет некомфортно”,— говорит Елена Забиран. Вот только как убедить в этом родителей?

Реальность, от которой не уйти

В Яновской школе даже после того, как в нее вольются свиридовские ребятишки, будет немного учеников. Максимальное число школьников — по девять человек — будет в четвертом и шестом классах, по четыре — в первом, втором и пятом. Чуть больше в старших классах, а вот в третьем — всего один ученик...

Процесс оптимизации общеобразовательных учреждений идет на Гомельщине, как и в других регионах, уже не первый год. В Речицком районе в прошлом году было закрыто четыре малокомплектных учреждения образования. По словам Михаила Астапенко, все прошло довольно спокойно. Это, так сказать, объективная реальность, от которой не уйти.

— Там, где необходимы изменения образовательного процесса, проводим собрания, встречаемся с родителями и педагогами, выслушиваем их мнения, ведем диалог, — говорит начальник управления образования Гомельского облисполкома Сергей Порошин. — Обязательно присутствуют представители местных органов исполнительной власти. Как правило, со стороны родителей находим понимание, ведь ребята с переходом в другое учебное учреждение попадают в лучшие условия, чем у них были. Это дает возможность проводить дополнительные занятия в форме факультативов, улучшать качество образования, организовать на более высоком уровне культурно-массовую работу. Оптимизация системы образования, включающая ликвидацию, реорганизацию и изменение вида учебных учреждений, продиктована демографической ситуацией в сельской местности. Есть нормативные документы, в соответствии с которыми в классах должна быть соответствующая наполняемость. Если она не выдерживается, принимается решение об оптимизации учебного учреждения. Закрываются те из них, которые в меньшей степени отвечают современным требованиям, в которых отсутствуют надлежащие санитарно-бытовые условия, ведь живем в ХХІ веке.

По словам Сергея Порошина, до окончания учебного года станет точно известно, какие учебные заведения будут закрыты, реорганизованы или изменят вид. То есть до того как начнется новый учебный год у родителей, ребят и педагогов, во всех районах будут полная определенность и знание ситуации.

Безусловно, болезненная реакция со стороны некоторых родителей по поводу закрытия и реорганизации образовательных учреждений по месту проживания понятна — это нарушает привычный и удобный ход вещей. А если абстрагироваться от собственных переживаний и задуматься о том, что лучше для ребенка, о его перспективах? Получит ли он в малокомплектной, недостаточно оснащенной школе нужные современному человеку знания и навыки, сможет ли конкурировать и при поступлении, и на рынке труда со своими ровесниками? Практика доставки детей в учебные учреждения распространена во всем цивилизованном мире, желтые автобусы развозят ребятишек в школы и доставляют после занятий домой во многих странах. Нет проблем в этом плане и у нас. А в ближайшие годы желтые автобусы, подвозящие детей к школам, где им будут гарантированы нормальные условия обучения, станут символом доступного качественного образования и реальностью для нашей страны. Реальностью, нацеленной на перспективу, на будущее для наших детей. Ведь мы же хотим, чтобы они были лучше нас, не так ли?

Cобственный корреспондент “НГ” по Гомельской области
E-mail: valena56@mail.ru; тел. (0232) 50-09-39.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter