Между партой и погонами

Лицеисты МЧС ставят рекорды, а домой звонят 3 раза в неделю

Воспитанники лицея МЧС ставят рекорды Беларуси, а домой звонят всего 3 раза в неделю

Все гомельчане знают, что в нескольких километрах от города есть не совсем обычное учреждение образования. Открывшийся в мае 2004 года лицей МЧС сегодня задействован по полной: на пяти курсах учится 200 человек. Его неспроста называют «визитной карточкой» Гомеля. Никогда не скажешь, что эти серьезные и сдержанные парни еще школьники. На всех городских и республиканских праздниках воспитанники в форме — желанные гости: они мастера и строем пройти, и повальсировать с девушками. Как живут те, кто променял шумные перемены и очереди в школьный буфет на ежедневное расписание? Корреспондент «Р» окунулась в будни лицея.

За воротами – точь-в-точь как в санатории: яркие корпуса, газоны, аллеи и тропинки. Только вот «отдыхающие» не совсем обычные: ходят строем и в форме. Моим экскурсоводом стал начальник клуба Евгений Гузенков.

Столовая на два зала – место встречи 5 раз в день. Редко пустует новый актовый зал. В комнатах на 3 человека просторно и уютно. Но, как и положено у военных, ничего лишнего. В лицее есть комнаты отдыха с телевизорами и даже своя прачечная.

Весной глава МЧС Украины после осмотра гомельского лицея загорелся идеей сделать у них что-то похожее.

Школьными остались только каникулы

В лицей, аналогов которому нет на всем постсоветском пространстве, хотят попасть ребята со всей страны. Конкурсы впечатляют: 10 человек на место. И это при том, что многие сходят с дистанции на военно-врачебной комиссии. Стопроцентное здоровье – первый критерий отбора.

Впечатляет аллея наград и отличников. В учебе особых отличий от школьной программы нет, но делается упор на физику и математику, ОБЖ и строевую подготовку. Каникулы обычные, 4 раза в год.

Библиотекарь Наталья Враштилова показывает компьютеры, сканер, программную и художественную литературу, адаптированные для детей энциклопедии. Да, не во всех школах такое найдется. Даже заставки на мониторах и единственная дозволенная компьютерная игра – тематические.

— Ребята нацелены на получение знаний: дисциплинированные, активные, выполняют любые требования, готовы искать дополнительную информацию, — такую оценку дает своим ученикам учитель истории Валентина Дроздова. — До этого я работала в общеобразовательной школе. Часто приходилось слышать «не хочу, не буду». Здесь не так, остаемся работать даже после занятий. Конкуренции нет: всем классом помогают и подтягивают учеников послабее. На то есть свои причины: между классами идет соревнование по успеваемости.

Зайцы в камуфляжах и снежные пожарные машины

Не забывают в лицее и о кружках, которые делятся здесь на технические и художественные. Есть ансамбль, хор, кружок баянистов и гитаристов и даже своя газета. Наряду с моделированием и выжиганием с удовольствием шьют мягкие игрушки – зайцев в камуфляжах спасателей.

Словом, фантазии ребятам в форме не занимать. Прошлой зимой вдоль корпусов появились снежные Эйфелева башня, пожарные машины, дракон. Дети есть дети. Об этом руководство старается не забывать.

Пока переходили в следующий корпус, привезли и начали устанавливать списанные самолет и вертолет. «Пусть из окон видят пожарную технику», — поясняет Евгений Гузенков.

Новая спортплощадка уже опробована на Кубке республики по пожарному спорту. Здесь успели поставить рекорд Беларуси. Котлован за корпусами – это будущий бассейн. Со спортом здесь на «ты», а спортивные заслуги поощряются лишними днями увольнительной. После ударных тренировок спортсмены могут отдохнуть в сауне.

Есть еще одна проблема: девушки. Точнее, их отсутствие. На свидания и романтику у этих парней, в отличие от сверстников, всего 3 летних месяца каникул. Но и эту проблему руководство учло. На дискотеки (да-да, они есть) в двух автобусах приезжает женский «десант» — ученицы окрестных школ. Здесь все продумано до мелочей, и на то есть свои причины.

— Семьдесят процентов воспитанников – дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, — приводит статистику заместитель начальника по воспитательной работе Анатолий Кучмин. – У них есть преимущества при поступлении. Уличные мальчики среди дисциплины и новых друзей меняются на глазах. Трудно всем только поначалу. Зато потом к нам возвращаются с благодарностью. После 5 лет учебы мы не забываем о ребятах – отслеживаем судьбы своих воспитанников. Уже было три выпуска, и мы знаем, как сложилась жизнь каждого. Почти все воспитанники лицея продолжают учебу в силовых вузах страны. Пишут письма преподавателям, собираются на вечера встреч.

Тяжело в ученье — легко в бою

Нелегко привыкнуть к новому распорядку. С 6.30 до 22.30 – от подъема до отбоя – у них все расписано. Воскресенье уходит на самоподготовку, сон и спорт. Все вместе выезжают в цирк, театр, кино, Ледовый дворец и на футбол. В выходные могут приехать родители.

Если тяжело, вам к табличке «Комната психологической разгрузки», где ждут мягкие кресла, легкая музыка и… психолог. Здесь можно снять тревогу и агрессию, развить уверенность в себе, просто поговорить о жизни. Ребята в форме с охотой лепят из пластилина и разукрашивают шарики. Старшекурсники на ура приняли занятия по гендерной культуре и отношениям с девушками.

— Поначалу многим трудно: оторвали от близких людей, все по расписанию, дисциплина. Некоторые плачут. Плачут даже родители, когда привозят сюда своих чад, — рассказывает психолог Ирина Лутченко. – Поэтому для самых юных у нас есть программа адаптации. Через несколько месяцев об этом человек уже не вспоминает.

За 6 лет работы в лицее появились свои традиции: выпускники дают клятву сродни армейской, бросают в воздух фуражки, крепят плиту своего выпуска на аллее выпускников и садят дерево. А еще традицией и привычкой каждого выпускника становятся ответственность, серьезность, пунктуальность и верность своей работе.

Фото: архив лицея МЧС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter