Что привлекает подростков в молодежных субкультурах

Между офником и нердом

Познать свое «Я», пробовать разные социальные роли, устанавливать близкие отношения со сверстниками, определиться с профессио­нальным направлением — минимальный набор задач, который стоит перед подростком. Парадоксально, но факт: все эти задачи не подлежат решению в мире взрослых и рядом с родителями. Так возникают субкультуры гиков, офников, нердов и другие. Стоит ли тревожиться, если ваш ребенок затесался в сомнительную компанию «друзей по интересам»? Выясняем вместе с кандидатом медицинских наук заведующей кафедрой гигиены детей и подростков БГМУ Татьяной Борисовой.

pixabay.com

Маршрут самоутверждения

— Татьяна Станиславовна, известно, что поведение подростков характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью. Из-за чего это происходит?

— Физиологические особенности данного этапа развития ребенка приводят к некоторому ослаблению активности коры мозга и соответственно к усилению деятельности подкорковых образований и вегетативных центров. Они как бы уходят из-под коркового контроля. Вследствие этого подростки часто бывают психически неуравновешенными, у них резкая смена настроения, переходы от экзальтации (восторг, всплеск эмоций) к депрессии и, наоборот, нарастание всеобщего возбуждения и ослабление всех видов торможения. По этой причине дети крайне болезненно воспринимают слова и поступки взрослых и сверстников, нередко отказываются от внешней помощи, грубят, но за грубостью у них чаще всего скрывается глубокое эмоциональное переживание.

Процесс самоутверждения у каждого ребенка идет по-разному и обусловлен широким спектром факторов, в числе которых немаловажное значение имеют внутрисемейные отношения и особенности воспитания, ближайшее социальное окружение, степень интеллектуального развития личности и многое другое. Каждый подросток пытается выстроить свой маршрут самоутверждения в этом мире, что подвигает его пробовать разные социальные роли.

Поверить в себя

— Как помочь подростку в самоопределении?

— Самым эффективным способом формирования самоопределения ребенка в этом возрасте является ненавязчивое оказание помощи в раскрытии перед ним тех положительных черт, какими он обладает. Незаметное включение его в такую деятельность, в которой он сможет проявить свои сильные стороны и получить таким образом подтверждение собственной человеческой ценности.

Также следует принимать во внимание, что более интеллектуально развитые подростки отличаются творческим складом ума и повышенной требовательностью к себе. Поэтому важно помочь ребенку повысить уровень самоуважения, поверить в себя, в собственные силы или научить его несколько изменять уровень своих притязаний, соотносить степень самооценки с реальными возможностями, достигнутыми к данному моменту.

Ограниченность жизненного опыта, повышенная эмоциональность и восприимчивость подростков наряду с недостаточной воспитательной работой в семье и школе, отсутствием доверительного отношения и взаимопонимания со взрослыми могут приводить к тому, что дети выбирают себе авторитеты в другой среде, которая, между прочим, оказывает значительное влияние на формирование их личности.


Некоторые субкультуры абсолютно безобидны. Но есть и те, где превалирует культ насилия и подавления. К примеру, офники — очередное модное течение среди школьников. По сути, это привычные всем футбольные фанаты, только позиционирующие себя по примеру болельщиков из Великобритании. Непременным атрибутом этой субкультуры является агрессия по отношению к окружающим. Они способны устраивать массовые драки между фанатами разных команд с проявлением жестокости. Такие группировки, безусловно, вызывают опасения.

Невидимая связь

— Подростковые субкультуры — это некий элемент эскапизма? 

— На пути к самоопределению подростки склонны группироваться в неформальные объединения близких им по духу людей (реданы, офники, нерды, гики), где они поняты и могут общаться на равных.

К примеру, гики — это люди, чрезвычайно увлеченные чем-либо, фанаты в определенной области (исходно в области фантастики и высоких технологий). Те же нерды чрезмерно глубоко погружены в умственную деятельность, научные исследования и, как правило, не способны разделить время на работу и прочие аспекты повседневной общественной жизни. Из-за своих увлечений такие люди оказываются в своего рода социальном изгнании, и для самореализации и самоутверждения они находят друг друга в социальных сетях, между ними появляется связь, основанная на этих самых «странных» (непонятных большинству окружающих) интересах. Поэтому данные сообщества в полной мере используют весь спектр современных коммуникационных средств: Twitter, мобильная связь, блоги, социальные сети и так далее. Чтобы как-то выделить себя в окружающем мире, они используют различного рода символы, визуальную маркировку. Однако первостепенное значение имеют мировоззренческие установки. Как правило, подобного рода сообщества предлагают своим участникам достаточно четкие критерии рефлексии и идентификации, выделение себя из социума.

Держать ухо востро

— Стоит ли родителям беспокоиться из-за подобных увлечений ребенка? И как грамотно реагировать на его «странные» интересы?

— Повод для переживания есть. Нужно обязательно обращать внимание на увлечения и круг общения своих детей. Подпишитесь на их социальные сети с целью изучения виртуальных знакомств. Во все возрастные периоды старайтесь организовать их занятость (кружки, спортивные секции). Важно найти возможность контролировать, как, где и с кем ребенок проводит свободное время, чтобы не упустить опасные взаимосвязи.

Зная поведение ребенка, круг его интересов, характер общения и способность преодолевать трудности, вдумчивый взрослый (педагог, родитель) всегда сможет оценить проявляемый подростком характер недовольства собой, в зависимости от которого определяются особенности воспитательных воздействий.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter