Между Москвой и Пекином. Возрождение Дальнего Востока – стратегическая задача.

В Государственной думе и Совете Федерации прошел ряд мероприятий, посвященных проблемам Дальнего Востока. На них в очередной раз было заявлено, что главной бедой всех регионов Тихоокеанского побережья России остается отток населения.

В Государственной думе и Совете Федерации прошел ряд мероприятий, посвященных проблемам Дальнего Востока. На них в очередной раз было заявлено, что главной бедой всех регионов Тихоокеанского побережья России остается отток населения.

По общему мнению участников дискуссии, главным средством  по лечению атрофии Дальнего Востока  является  его экономическое возрождение. Вместе с тем  обсуждение показало,  что решение этой проблемы   носит неадекватный,  очаговый характер.
Например, в ходе подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году во Владивостоке  активно формируются предпосылки для создания на Дальнем Востоке мощной финансово-экономической платформы для сотрудничества со странами АТР. По свидетельству  мэра Владивостока Игоря Пушкарева, развитие инфраструктуры города ведется бурными темпами. «Если я трачу полчаса на посещение одного объекта, то у меня не хватает светового дня, чтобы посетить все стройки города», – признался он.
Сейчас в городе проживают около 600 тысяч человек. Но во Владивостоке  развивается сеть инфраструктурных объектов,   предназначенных для населения в полтора миллионов человек. Она даст возможность городу  беспроблемно развиваться в течение 30 лет. В частности, во Владивостоке  идет строительство современного аэропорта, способного принимать все типы самолетов  и обслуживать более трех  с половиной  миллионов пассажиров в год. От аэропорта  прокладываются  две современные скоростные магистрали, пронизывающие весь мегаполис. В форпосте России  на Дальнем Востоке строятся университет, медицинские центры, новые микрорайоны, очистные сооружения, новая система водоснабжения с использованием подземных источников. Город превратился во вторую после Санкт-Петербурга консульскую столицу России. Решился вопрос транспортной изоляции региона.
Еще год назад авиабилет из Владивостока в Москву  стоил не менее 17 тысяч.  Сегодня в столицу и обратно можно слетать всего за 9 тысяч рублей. Право на субсидии  при авиаперелетах получили пенсионеры и граждане до 23-летнего возраста.
– Темпы и масштабы  развития города  удивляют бизнесменов из стран АТР. Гонконг  вложил в строительство  инфраструктурных объектов 1 миллиард долларов. Мы сэкономили 8 миллиардов рублей и теперь думаем, куда их девать, – сказал мэр Владивостока.
 Экономическое оживление региона положительно сказалось на демографической ситуации. Отток людей прекратился.
В один день с научно-практической конференцией в Совете Федерации проходило расширенное заседание Комитета по транспорту Госдумы, где обсуждались перспективы строительства железнодорожной линии в центре  шельфовой добычи углеводородов  России – на острове Сахалин.
Сейчас связь материка и острова осуществляется с использованием паромной переправы Ванино – Холмск, которая по разным причинам простаивает до двух месяцев в год. На острове действует узкоколейная железнодорожная линия, построенная еще японцами.
Первый заместитель правительства Сахалинской области Сергей Шередекин  предлагает отказаться от паромной переправы  и построить  семикилометровый переход (мост или тоннель –  еще не решено)  через пролив Невельского. Комплексным проектом предусматривается строительство железнодорожной линии от станции Селихин до станции Ныш, а также 143-километровой железнодорожной ветки с севера на юг Сахалина (Ильинск – Углегорск). Правительство Сахалина планирует расширить узкоколейную железную  дорогу до размеров общероссийской колеи 1520 мм.
Помимо улучшения транспортного сообщения с островом Сахалин строительство создает условия для того, чтобы связать железнодорожную сеть страны с центром судостроения – Николаевском-на-Амуре.  «Реализация проекта позволит снизить транспортные издержки, например, при перевозе угля более чем в 4 раза, а по некоторой номенклатуре грузов – в 9 раз», – считает Сергей Шередекин.
Однако у  проекта  есть целый ряд «но», которые трудно увязать со стратегическими государственными интересами. Председатель Комитета по транспорту Сергей Шишкарев, высказавшийся в пользу проекта,  напомнил, что  глава МЭР  Эльвира Набиуллина предложила сократить на 50 процентов  федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на период  2010–2015 годов».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter