Между молоточком и наковальней

Спрос на телемастеров вырос, а на фотографов ателье упал

На нерадивого парикмахера или автослесаря можно пожаловаться юридически грамотно

По своей востребованности сфера бытовых услуг в нашей стране уступает разве что только жилищно-коммунальному хозяйству и связи. Еще бы, ведь в нее входят и починка обуви, и ремонт теле- и радиоаппаратуры, и посещение парикмахера, и десятки других не менее важных услуг. Однако в бытовом обслуживании населения в последнее время не очень спокойно — поговаривают о переформатировании отрасли. Дело в том, что в конце минувшего года государственное объединение «Белбыт» как структура было ликвидировано, и вместо него в аппарате Министерства торговли появилось Управление бытового обслуживания населения. Впрочем, как говорят в ведомстве, коренных изменений не последовало, но вот на качественном уровне они наблюдаются. В частности, с рынка ушел посредник — госрегулирование происходит напрямую через управления торговли и услуг облисполкомов и учреждения бытового обслуживания.

Взяться за голову

Минувший год со своими сложностями на валютном рынке и неоднократным повышением цен, как ни странно, сыграл на руку отрасли бытовых услуг. Граждане стали больше экономить на покупках и чаще пытаться обновить свои старые вещи. В итоге объем оказанных бытовых услуг превысил Br 3,4 трлн., что почти на 11,7 % больше по сравнению с 2010 годом. При этом сумма услуг в расчете на одного жителя республики увеличилась почти до Br 360 тыс., или на 11,9 % в сопоставимых ценах. Чаще всего в прошлом году белорусы прибегали к помощи чужих умелых рук для ремонта жилых помещений и строительства (28,6 % от общего объема бытовых услуг), не обходили они стороной и услуги СТО (24,1 %), парикмахерских (11,4 %), а также восстанавливали мебель (5,4 %). Вместе с тем по сравнению с 2010-м заметно вырос спрос на услуги мастеров теле- и радиоаппаратуры, бытовой техники, а также на пошив и обновление одежды, ремонт жилья; снизился — на услуги фотоателье. Причину последнего объяснить сложно — то ли люди стали экономить на запечатлении радостных моментов, то ли просто обзавелись для этого собственными хорошими фотокамерами.

В последнее время парикмахерские и СТО оказались под пристальным вниманием Минторга. Касается это не только «серого» рынка услуг, но и качества работы «легальных» мастеров. За допущенные огрехи они несут ответственность перед потребителем. В частности, если клиента плохо постригли или покрасили, он вправе потребовать исправить совершенно бесплатно «ошибку» или уменьшить цену, а то и вовсе вернуть деньги. Если же желания садиться снова в кресло к «провинившемуся» специалисту нет, то можно поменять неугодный «имидж» в другой парикмахерской и потребовать от «нерадивой» оплаты стоимости работы. Правда, довольно часто приходится слышать, что в таких случаях белорусы просто удаляются из салонов с печальной миной. К тому же не всегда мастер соглашается с тем фактом, что он выполнил работу некачественно. Поэтому для разрешения спорных ситуаций начали проводить экспертизу — специалисты салонов, а это мастера не ниже 6-го разряда, парикмахеры-модельеры со стажем работы по специальности не менее одного года, не только оценят степень недочетов, но и выдадут официальное заключение, которое потом можно использовать в суде. В целом в республике такую экспертизу проводят около 40 парикмахерских, 5 из них — в столице.

«С конца февраля по апрель к нам обратились две женщины. У одной из них после окраски на коже появилась аллергическая реакция, плюс ко всему новый цвет ей навязали, не особо-то и прислушиваясь к ее пожеланиям. Во втором случае клиентка жаловалась на растяжки на длинных волосах после мелирования — подумала, что ее «гордость» сожгли. Однако она сама пренебрегала правилами ухода за неоднократно окрашенными прядями, а к советам специалистов салона не прислушалась, — рассказывает директор салона красоты «У Юлии» Юлия Зубовская. — Еще два инцидента произошли за последние три месяца: обратилась девушка из Бреста с вопросами по бразильскому выпрямлению волос и пожилая женщина с жалобами на стрижку. В последнем случае даму волновала даже не столько непонравившаяся новая прическа, сколько невнимание. Вопрос быстро разрешили. Салоны уже знают об экспертизе парикмахерских услуг и стараются внимательно относиться к клиентам, а все возникающие вопросы решать на месте».

В чем же суть процедуры? Для начала специалист с высшей категорией в своем деле встречается с «пострадавшим», выслушивает, оценивая по многочисленным критериям новый имидж, узнает в салоне, что именно привело к тому, что клиент взялся за голову. Далее, в случае с жалобой на окрашенные волосы, человека направляют к врачу-трихологу, который рассматривает проблему с профессиональной точки зрения. И уже после этого выносится экспертное заключение, с которым можно идти в суд. Впрочем, как рассказывают специалисты, в большинстве случаев подобные конфликты все равно пытаются урегулировать в досудебном порядке.

Следует иметь в виду, что за предварительную консультацию и осмотр, обследование у врача и сам «вердикт» придется заплатить от Br 80 тыс. до Br 280 тыс. Для сравнения: стоимость женской модельной стрижки в столице, по данным Управления бытового обслуживания населения, колеблется в пределах Br 30—100 тыс., мужской — Br 20—60 тыс., а в небольших населенных пунктах за прическу надо заплатить Br 12—30 тыс. и Br 10—20 тыс. соответственно. Поневоле задумаешься: а стоит ли овчинка выделки? Однако, похоже, принципиальные клиенты в вопросах отстаивания правды за ценой не постоят. Тем более что, согласно Закону «О защите прав потребителей», эту сумму изначально оплачивает парикмахерская, которая, по мнению «пострадавшего», некачественно оказала услугу. И только в случае если недостаток не подтвердится или будет доказан неправильный уход за волосами, расходы по экспертизе лягут на плечи недовольного.

Стоит отметить, что такие меры подсказаны возросшим в последнее время количеством жалоб на плохую стрижку или укладку. Не секрет, что парикмахеров сегодня готовят все кому не лень, а ведь это своего рода хобби-курсы. Люди же потом с полученными сертификатами идут трудоустраиваться, причем не все легально.

СТОй, кто идет?

Своеобразной болевой точкой для Минторга стали и станции техобслуживания транспортных средств, половина из которых работают подпольно. Их не страшат совместные проверки госорганов — Госстандарта, МНС, МВД, МЧС, Минздрава, Минтруда и других. «Много изменений мы внесли в нормативную базу и правила бытового обслуживания поменяли, добавив в них такую услугу, как «Скорая помощь на дороге», разработали специальный стандарт по обслуживанию транспортных средств. Сейчас, например, «мерседес» законно могут отремонтировать в любой мастерской, если есть специализированное оборудование и персонал соответствующей квалификации, тогда как раньше только официальные дилеры могли открывать у себя СТО по обслуживанию той или иной марки автомобиля. Помимо этого, мы прописали квалификационные требования к профессиям, ввели четыре новые профессии, разработали типовые варианты станций техобслуживания», — перечисляет заместитель министра торговли Ирина Наркевич. Однако ремонт «в гаражах» все еще остается популярным. Замминистра считает, что пора менять стереотип поведения: надо показать людям, что такие нелегальные услуги опасны не только для кошелька, но и для здоровья автовладельца.

Пока же, по данным Министерства по налогам и сборам, в стране насчитывается без малого 6,5 тыс. СТО, 3,5 тыс. из которых владеют индивидуальные предприниматели. В 2011 году официальные СТО оказали услуг на сумму в Br 824 млрд., что в сопоставимых ценах почти на 13 % больше, чем в 2010-м. Чтобы вывести «подпольщиков» из тени, Минторг и далее намерен организовывать совместные рейды, а для выявления нелегалов применять новые интересные методы. К примеру, контроль будут проводить по линии… Минэнерго. Ведомство будет представлять заинтересованным органам данные о количестве потребляемой электроэнергии в гаражах. Там, где на счетчиках набегают особенно большие суммы, контроль будет жестким.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter