Между городом и деревней

Расширение границ городов в последние годы идет повсеместно...

Расширение границ городов в последние годы идет повсеместно. Осваивать новые площадки под жилые микрорайоны, в том числе за счет окрестных деревень, вынуждают и рост населения, и возможности для такого развития.


Но на селе не всегда рады перспективе огней большого города на своих тихих улицах...


Внеплановые планы


Весь минувший год и начало нового для Гомеля прошли под знаком обсуждения проекта генерального плана города до 2030 года. «Квартирный вопрос» заставил пересмотреть перспективы ближайшего будущего, которое еще 7 лет назад казалось понятным и предсказуемым по утвержденному на тот момент генплану. С одной стороны, очередь нуждающихся в квадратных метрах. С другой — ограниченность городской территории для решения новых жилищных задач. Дефицит образовался почти 2 тысячи гектаров.


— Мы оказались перед фактом, что не вписываемся в планы строительства жилья и спрос на него, — тонкости несовпадения проясняет главный архитектор города Татьяна Усенок. — На данный момент в Гомеле освоены практически все основные площадки под жилую застройку. Поэтому и встал вопрос корректировки генплана, а по сути — разработки нового.


Масштабным трудом занялись специалисты БелНИИП градостроительства. Концепция развития города обрела две стратегические линии. Одна из ключевых — расширение границ за счет территорий более десятка ближайших деревень Улуковского сельсовета Гомельского района. На основе самых крупных и должны были обосноваться своеобразные микрорайоны — спутники. По предварительным наброскам, их планировали насытить многоэтажной и коттеджной застройкой, «чистыми» предприятиями и нужной социальной инфраструктурой.


Но когда начался опрос жителей деревень о включении их поселений в городскую черту, большинство сказало решительное «нет». Категорическое нежелание быть горожанами выразили в Победе, Юбилейном, Березках, Улуковье, Головинцах и еще в нескольких деревнях. Было чему удивиться. Ведь вроде привыкли к тому, что нет у села иной мечты, как слиться с городом. Оказалось — мечты теперь другие.


О том и было написано множество коллективных обращений в разные инстанции. Начальник управления Комитета госконтроля Гомельской области Александр Бондарев вспоминает, что под письмом, пришедшим в их адрес, стояло более полутысячи подписей:


— Ситуацию разбирали с участием городских властей. Горисполком тогда организовал серию собраний для жителей этих деревень, чтобы обрисовать людям грядущие планы и перспективы. Но у сельчан были свои веские аргументы.


Ни за какие коврижки


Добраться до этих деревень сегодня можно без труда. Ловишь маршрутку или садишься на городской автобус у Гомельского железнодорожного вокзала — и вперед. В ближайшем из упомянутых населенных пунктов будешь через 20 минут, в самом удаленном — через полчаса. Судя по тому, что предприятий здесь по пальцам пересчитать, большинство сельчан живет именно в таком «кочевом» режиме: трудовые будни в городе, выходные — в деревне.


Свою догадку подтверждаю прямо в маршрутке, разговорившись с пассажиркой: Татьяна каждый день мотается из Березок в Гомель на работу. В деревне сейчас собирается строить квартиру с мужем, который трудится в здешнем хозяйстве. Ребенка водит в местный детский сад. На последний, впрочем, сетует:


— Переполнен. Нужно за пару лет записываться.


— Как в новых микрорайонах Гомеля, — ловлю на сходстве.


Татьяна, однако, против городских параллелей. Говорит, лично по ее жизни сильно ударит переход Березок в черту Гомеля. Кредит на жилищное строительство под 1 процент, на который они сейчас рассчитывают как сельские жители, превратится в 5–процентный — для городских. Да и сроки выплат разнятся.


Березки, к слову, выглядят весьма презентабельно. Магазины, аптека, банк, Дом культуры и на глазах растущий микрорайон собственных новостроек. От мамочек с колясками, гуляющих в здешних кварталах, слышу те же вопросительные интонации, поскольку большинство местной молодежи пребывает в стадии решения квартирного вопроса. Случись стать городом, порядок очередности изменится не в их пользу — вольются в общую очередь, сложившуюся в районе областного центра, к которому будут относиться. А это далеко не деревенский счет. Плюс рост в коммунальной оплате...


Елена, мама двоих детей, добавляет еще один штрих к портрету несовпадений: дочь учится в старшем классе местной школы. При поступлении в вуз как сельская жительница будет пользоваться льготой — можно меньше набрать баллов. К городскому ребенку другой подход, потому что возможности другие:


— Но ведь учиться она по–прежнему будет в сельской школе. В ближайшие годы точно ничего не изменится, — аргументирует Елена.


О своем наболевшем говорит и пенсионерка Валентина Шевченко. В областной центр не хочет ни за какие коврижки. Все нужное имеется в Березках.


— Это ж вы представьте, город сюда придет, — тревожится моя собеседница. — А у нас тишина, лес, речка, огороды... К чему нам шум и суета?


Другим путем


Председатель Улуковского сельисполкома Алексей Неверов, в чье ведение входят «несогласные» деревни, присутствовал на всех встречах городских специалистов с жителями.


— Изначально в черту города планировалось включение 14 населенных пунктов нашего сельсовета. Однако наиболее крупные, где сейчас идет активное строительство жилья, этому воспротивились. Деревни же поменьше согласились, — Неверов описывает ситуацию в подробностях. — Главный вопрос, конечно, жилищный. Проблема не обострилась бы настолько, будь в законодательстве оговорка, что граждане, ставшие на очередь нуждающихся до включения деревни в черту города, сохранят свои сельские льготы при кредитовании строительства жилья именно на этой территории.


Повлияло, возможно, и то, что в последние годы сельские населенные пункты заметно прибавили в развитии: бурное строительство жилья, улучшение транспортного обслуживания. Кроме того, появились планы на перспективу. Среди них — коттеджная застройка в агрогородке Улуковье, строительство многоэтажного микрорайона и детского сада в поселке Юбилейный... Оказалось, есть что терять даже на фоне городских плюсов.


После долгих дебатов городские власти сельчан услышали и поняли. Во время общественного обсуждения проекта генплана сошлись на компромиссе, который, судя по всему, и отразится в конечном варианте:


— С учетом мнения сельских жителей мы решили не включать упомянутые деревни в черту города, выносит вердикт первый  заместитель председателя горисполкома Александр Ранько. — Областной центр будет развиваться на свободных территориях близ этих населенных пунктов.


Вглядываюсь в проект. Если так все и пойдет, то Гомель к 2030 году окружит улуковское «пятно» и деревни окажутся внутри городских микрорайонов. И здесь есть два варианта. Или такой оазис деревенского уклада со временем станет особой «изюминкой» областного центра. Или сельчане, своими глазами увидев разительные перемены к лучшему, без опасений вольются в городскую жизнь.


Кстати


Во время общественного обсуждения проекта генплана в горисполком поступило около 120 письменных предложений и замечаний. Жителям одного из старых микрорайонов Гомеля — Залинейного также удалось убедить власти в том, чтобы не сносить здешнюю усадебную застройку, хотя на этом месте предполагалось создание делового и культурного центра города.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter