Как измерить расстояние между словами “да” и “нет”?

Между двумя полюсами

Как измерить расстояние между словами “да” и “нет”? В чем это может быть выражено? “Да” — это белый цвет, успех, справедливость, великодушие, честность, целомудрие, чистота, молодость... Это именно так, если ты западный человек. Но если восточный, то белый — это траур.

“Нет” у западных людей — это черный цвет и в то же время мистика и интеллектуальность. Черный галстук и “маленькое черное платье”, черный жемчуг и черные бриллианты, черный “Мерседес”... Кстати, именно на черных авто совершается большинство темных дел (в самом деле, не на розовом же кадиллаке банк грабить) и именно черные авто, по статистике, чаще других попадают в ДТП. Итак, в западном мире слово “нет” — черного цвета, это траур, несмотря на то что в Японии он символизирует радость.

Как бы то ни было, слова “да” и “нет”, белый и черный цвет — это полюсные состояния, отрицающие друг друга и стремящиеся к взаимоуничтожению. Бескомпромиссное состояние! И неизвестно, в чью пользу разрешилась бы извечная война между черным и белым, если бы не... Серый? Как можно?! Серый цвет! Самый невзрачный и незаметный, самый скрытный и неопределенный... Но не спешите с оценками — загадочности в нем не меньше, чем в черном.

“Серый цвет — не для серых людей”, — сказала мне лет тридцать назад главный художник минского Театра моды Галина Мешкова, когда я принял в штыки ее предложение переоблачиться в джемпер, рубашку и брюки серого цвета. С тех пор много чего было увидено и услышано, но в справедливости этой сакраментальной фразы мне приходилось убеждаться не раз.

Серый стал определяющим цветом для целых эпох. Именно он закрепился за пуританством и послевоенной Британией, став символом развала империи. В эпоху Возрождения отношение к этому цвету не было уничижительным, он считался одним из самых элегантных и изящных. Вспомните серые парики, бархат, парчу и атлас. На Руси серый был отличительным цветом одежды бедного крестьянина.

Несмотря ни на что, серый цвет — постоянный герой дизайнерской моды, когда недосказанность становится целью автора. Если художнику нужно сконцентрировать внимание зрителя не на костюме или интерьере, а на выражении глаз и чертах лица героя портрета, каким цветом он воспользуется в первую очередь? Именно серый цвет во всем множестве своих оттенков выполнит эту задачу лучше других. В сером нет категоричности, как в белом и черном, как в “да” и “нет”. Это цвет толерантности.
На Западе сегодня не принято выставлять напоказ свою финансовую состоятельность и превосходство. Современные дизайнеры, оказывающие определяющее влияние на формирование модного образа, тоже тяготеют к “культуре улицы” и стараются избегать “буржуазных” цветов и аксессуаров. Ведь большинство потребителей модной продукции — студенческая и молодежная творческая среда, в которой духовные ценности не определяются зажиточностью. Предпочтение отдается не золоту, а серебру — одному из оттенков серого.

Маренго — оттенок синего с серым отливом, иногда обозначает также цвет темной морской волны и ткань черного цвета с белыми нитями. Перванш, фельдграу (серо-полевой), сизый (графитовый)... И это далеко не полный перечень оттенков цвета, который более других с полным правом может претендовать и на элегантность, и на целесообразность, и на духовность. Так мне кажется.

sashavarlamov@bk.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter