Между двух зол

Новаторская премьера «Беларусьфильма»
Новаторская премьера «Беларусьфильма»

Национальная киностудия представила новый совместный проект «Беларусьфильма» и российского творческо-производственного объединения «Рок», подтвердив очевидное уже на протяжении последних лет пяти: фильмы о войне стали другими. «Кукушка» Александра Рогожкина, «В созвездии Быка» Петра Тодоровского, «Свои» Дмитрия Месхиева, «Франц + Полина» Михаила Сегала — каждой из этих картин, лишенных прежней категоричности советского кино, повествующего о событиях Великой Отечественной, достались призы самых престижных кинофестивалей на территории СНГ и впечатляющий кассовый (читай — зрительский) успех. И вот теперь «Враги» — дебют белорусской выпускницы ВГИКа Марии Можар... Кстати, этот фильм уже ждут на «Славянском базаре в Витебске», заявлен он и в программе фестиваля европейского кино в польском Лагове. А с 3 июля «Врагов» планируют запустить в широкий прокат по Беларуси.

Для национальной киностудии такой фильм — жест довольно смелый. На «Беларусьфильме», прозванном за свою приверженность военной тематике «партизанфильмом», впервые сняли картину, где вражеские солдаты — не одно лишь воплощенное зло, но даже способны вызывать сочувствие. «Франц + Полина» не в счет: корни у этого фильма хоть и белорусские (сценарий Алеся Адамовича, белорусские пейзажи в кадре), но творческое и финансовое обеспечение все–таки российское. А здесь, как ни крути, — наполовину национальный проект, и актеры преимущественно свои, родные. И ответственность перед живыми свидетелями войны, у которых здесь, в Беларуси, военные раны особенно глубоки, нести «Беларусьфильму»...

Еще задолго до премьеры этот проект оброс огромным количеством слухов. Одно то, что в процессе работы над сценарием режиссера (она же — сценарист) трижды вызывали на творческие собеседования в Министерство культуры, могло заронить у людей «понимающих» подозрения о непростой судьбе фильма. Однако в конечном итоге и члены худсовета, и кинопрокатчики картину одобрили. «Враги» Марии Можар действительно едва ли способны кого–либо оскорбить или возмутить.

...Лет 20 назад я заключила взаимовыгодное соглашение с комендантом одного из рабочих общежитий: помогала ему избавляться от накапливающейся макулатуры, а он, в свою очередь, способствовал моему культурному росту. Те, кому больше 30, наверняка помнят, что в годы тотального дефицита приобрести хорошую книгу законным путем можно было только в обмен на 20 килограммов макулатуры. Таким образом мне и достался сборник повестей Генриха Белля, ставший для меня, советской школьницы, настоящим откровением. В принципе, у Белля было все то же самое, чем клеймили войну наши фильмы и книги, — те же растерянные мальчишки, безутешные матери, мужчины, простившиеся с родными навсегда, — только тут все они были немцами. И я удивлялась сама себе, рыдая над чьей–то судьбой... Но война — это нравственное испытание для всех. И я вполне могу поверить в немца в фильме Можар, который отчаянно рвется на фронт из оккупированной белорусской деревни, чтобы воевать с мужчинами, а не убивать мальчишек...

До сих пор враг в белорусском кино был довольно абстрактным явлением. Большинство «врагов» вчерашней выпускницы ВГИКа — не просто конкретные, а еще и нормальные, адекватные люди, с правильно усвоенными понятиями о зле и добре, мучающиеся необходимостью выбора... Правда, это только первые дни войны. И непростой выбор предстоит сделать не только им.

— В этих немцах нет фальши, — убеждена актриса Зинаида Зубкова, мать полицая по сценарию. — Я родилась еще до войны, поверите ли, у меня все внутри заколотилось, когда снимали проход танков... А еще я хорошо помню, как меня ранило осколком от бомбы и немец меня лечил...

— Когда мне дали почитать сценарий, на имя автора я не обратил внимания, — рассказывает Геннадий Гарбук, сыгравший в фильме в одиночку партизанящего деда Степана. — А когда, наконец, познакомился с Марией, которая оказалась еще и режиссером, просто оторопел, увидев пигалицу лет 18 на вид. Ну, скажите, откуда у этой маленькой девчушки такое глубокое знание материала. Я прекрасно помню 1941 год, помню первых немцев, которые пришли в нашу деревню, которые за сало, яйца платили рейхсмарками... Потом уже были другие, с бляхами... Я преклоняюсь перед Марией. Дайте же ей денег! Потерять такого начинающего режиссера для «Беларусьфильма» было бы непростительно.

Мнение Геннадия Гарбука, снявшегося в лучших военных картинах, прославивших «Беларусьфильм», определенно заслуживает внимания. В принципе, дальнейшее сотрудничество национальной киностудии и Марии Можар, уехавшей сейчас в Москву, возможно. Сама Мария настроена здесь работать, даже планирует снять кинотрилогию, начало которой положено «Врагами». Кстати, сценарий этого фильма в свое время помог ей поступить во ВГИК, а в 2003 году этот же сценарий взял «Серебряного Витязя» на конкурсе сценариев международного кинофестиваля «Золотой Витязь», известного своей придирчивостью к нравственности кинематографа. То есть, если вы слышали, что Можар сняла картину о том, как белорусские женщины становились любовницами немцев (этот слух, пожалуй, самый распространенный), не верьте. Ничего такого там вообще нет. Тем более что все происходящее на экране комментирует 10–летний мальчишка, который так и не появится в кадре, — к финальным титрам выяснится, что немцы его убили...

А теперь на тему денег. Продюсер и художественный руководитель «Врагов» — Алексей Учитель. У него вкус к хорошему кино. И есть основания полагать, что дебют Марии Можар оценит и массовый российский зритель. Хотя в фильме нет ни одного из так называемых медийных актеров, зато есть живые эмоции и непредсказуемый сюжет. Рассказывать который я, пожалуй, не стану, чтобы не портить удовольствия от будущего просмотра.

На снимках: кадры из фильма «Враги».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter