Между двух огней

В 2008 году белорусские потребители возместили себе вред на сумму около 1 млрд. рублей

Недавно мир облетела новость —  в Китае к смертной казни были приговорены два высокопоставленных руководителя компании «Саньлу». Они признаны виновными в том, что их предприятие производило молочную смесь, в которой было обнаружено опасное вещество — меламин. В результате нарушений технологий производства детского питания 6 детей погибли и более 300 тысяч попали в больницы. Белорусское законодательство, конечно, относится к вопросам нарушения прав потребителя с меньшей категоричностью, но от этого оно не перестает считаться одним из самых жестких в мире. После вступления с 16 января в силу новой редакции Закона «О защите прав потребителей» возможностей для маневра у покупателя, оставшегося неудовлетворенным качеством приобретенного товара и оказанных ему услуг, стало не в пример больше.

То, что белорусы в недостаточной мере пользуются своими правами, очевидно. Как рассказала председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша, по итогам 2008 года наши соотечественники, оказавшиеся недовольными качеством или безопасностью той или иной покупки, возместили себе вред на сумму около 1 млрд. Br. Есть маленькая оговорка — в большинстве случаев поруганная честь требовала возмездия в виде материального возмещения вреда. Специалисты констатируют: иски по компенсации моральных издержек в отечественной судебной практике достаточно редки, а суммы, истребованные по таким заявлениям, слишком малы. В прошлом году они не превысили 20 млн. Br, причем львиная доля этих денег была получена пострадавшей стороной во внесудебном порядке.

Согласно старой редакции закона, принятой в 2002 году, претензии предъявлялись продавцам или изготовителям товаров. Однако никто не сомневается — по итогам 2009 года эта цифра будет на порядок выше.

Новый закон существенно расширил круг ответственных лиц. В их перечень попали поставщики, в том числе импортеры, официальные представители продавца, изготовителя или поставщика (дилеры), гарантийные мастерские, а также продавцы, которые обычно в спорах оказывались не у дел, — ремесленники, граждане, торгующие на рынках и в иных местах не более 60 дней в году.

Кстати, именно импортеры в прошлом году, узнав о своей новой неприятной обязанности держать ответ перед потребителем, возмутились этой перспективе. Но их возмущения сочли несправедливыми и букву закона изменять не стали. «Импортеры должны ввозить на территорию Беларуси качественный товар, а не покупать его на блошином рынке, а потом, перепродав рознице, абстрагироваться от него и радоваться прибылям. Ведь это несправедливо, что все претензии и проблемы возлагаются только на продавца», — говорит начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова.

«Мысль о том, что потребители массово воспользуются своим правом и будут предъявлять претензии по делу и без него, является надуманной. Ведь в реальности «потребительского экстремизма» не существует. Его придумали продавцы и поставщики, — добавляет Анна Суша. — Белорусскому бизнесу давно пора осознать всю глубину и справедливость лозунга «клиент всегда прав».

Фактически новые требования государства приводят продавцов к необходимости пересмотра списка поставщиков и условий сотрудничества с ними. Министерство торговли, занимавшееся разработкой новой редакции закона, достаточно категорично относится  к вопросам соблюдения всех правил легальной поставки товара в страну. Покупатель «серого» импорта в случае возникновения проблем с товаром рискует остаться один на один со своей проблемой.  Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют потребителям соблюдать даже те правила, которые кажутся им скучными. Нет ничего зазорного в том, чтобы потребовать  у  продавца  документы, подтверждающие качество товара, или же настаивать на заключении договора о конкретной услуге. Такой подход не только обезопасит клиента, но и заставит продавца уважать его.

С другой стороны, специалисты не исключают: вступление в силу новой редакции закона «О защите прав потребителей» будет иметь положительный эффект и для субъектов хозяйствования. К примеру, нововведения могут существенно повысить кредит доверия к электронной торговле у потенциальных покупателей, ранее скептически относившихся к заказам товаров через Интернет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter