Как абитуриенту понять, что из него получится отличный учитель или врач? Помочь школьникам определиться с делом жизни готовы в Республиканском институте профессионального образования. Специалисты создали онлайн-платформу профориентационной поддержки «ПрофиТест»: подростку предлагают ответить на несколько десятков вопросов и выяснить, к каким видам деятельности у него есть склонности и интерес. Пригласили 11-классников средней школы № 56 Минска Ксению Грабинову и Владислава Барышева протестировать платформу.
Первой ответить на вопросы теста «Профессия для тебя», состоящего из пяти этапов, вызвалась Ксения. Вначале программа просит отметить сферы, которыми школьнице нравилось бы заниматься. Из пары десятков вариантов 11-класснице приглянулось фотографирование, написание статей, помощь другим, организация и проведение экскурсий, оформление витрин. Далее школьница переходит на страницу с перечнем умений и навыков и зачитывает описание:
– «Поставьте «Да» напротив видов деятельности, которые вы умеете выполнять хорошо». Так, могу водить электровелосипед, готовить кондитерские изделия, легко нахожу язык с разными людьми, мне под силу организовать деловую встречу… Интересный вопрос: «Умеете ли вы чинить мебель?». Заклеивала кресло, которое порвал кот, – это считается ремонтом?
После небольшого обсуждения пришли с подростками к выводу, что под ремонтом подразумевается что-то более существенное, и Ксюша нажала на кнопку «Нет».
Третий этап теста касается предпочтений в профессиях. «Да» в этом разделе Ксения поставила напротив школьного учителя, фотографа, ивент- и пиар-менеджера. В двух следующих блоках вопросов по шкале от одного до семи Ксюше необходимо было оценить свои способности в каждой из указанных областей. Высший балл 11-классница поставила в графах «Способность сопереживать» и «Педагогические навыки».
– Как-то страшно нажимать на «Получить результат», – убирая руку от мышки, говорит школьница. Но, собравшись с духом, щелкает по кнопке.
Программа предложила Ксении четыре профессии: журналист, продавец, техник-проектировщик и художник-оформитель. 11-классница комментирует:
– Журналистика действительно близка, но как будущую профессию ее не рассматриваю. Художник-оформитель и продавец – точно не мое. Удивительно, почему в этом списке оказался техник-проектировщик: склад ума у меня гуманитарный, не люблю чертежи и схемы.
Наступает черед Владислава – его ответы кардинально отличаются. Владу интересен ремонт электроприборов, рыболовство, изучение работы механизмов.
– Вам приходилось что-то возводить? – уточняем, увидев, что напротив графы «Строительство и ремонт» Влад выбирает «Да».
Навыков у 11-классника оказалось много: умеет делать несложный ремонт бытовой техники, пользоваться электроинструментами, обучать других, играть на музыкальных инструментах. Утверждение «У меня хорошие лидерские качества» заставило Влада немного засомневаться, но спустя пару секунд согласился с ним.
По итогам теста программа составила список из 12 профессий, в их числе – пчеловод, кондитер, водитель, пожарный-спасатель, техник-наладчик бытовой техники. Школьник рассуждает:
– Из всего перечня ближе всего ремонт радио- и телеаппаратуры. После 9-го класса даже хотел на что-то подобное поступать, но передумал. Возможно, стоит еще раз присмотреться к этому варианту.