Межа раздора

Эта дачная драма разворачивалась на глазах у многих. В одном из садоводческих товариществ, которое существует уже более двух десятков лет, соседи вдруг начали делить землю. С какого-то такого переполоху одна из пенсионерок заявила, что соседские сливы на ее территории растут. Но перемерка соток началась серьезная. И что самое интересное: у обеих сторон была своя правда. Одна соседка констатировала, что сливы эти здесь уже лет двадцать растут, другая, вооружившись официальным документом, Государственным актом на земельный участок, перемерила границы своих частных владений и заявила про захват, мол, еще в далекие времена совершенный. Тогда свой официальный документ принесла другая сторона. Перемерила границы участков и выяснила, что если уступит она “межу раздора”, все соседи лишатся половины общей дороги.

Словом, некогда мирно жившие люди вмиг стали врагами. Мирить дачников пытался председатель общества, пробовали разобраться всем миром — тщетно. В итоге вердикт свой вынес суд, но мира соседям и он не принес.

Такая вот реальная жизненная ситуация, которая разворачивалась на глазах, напомнила классический сюжет гоголевской “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. Помните — два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою за то, что один назвал другого гусаком. Судья по очереди уговаривает соседей помириться, но они непреклонны. Вражда крепнет. Весь город живет одним желанием — примирить врагов, но это оказывается невозможным. Где появляется Иван Иванович, там не может быть Ивана Никифоровича, и наоборот. А заканчивается все тем, что через двенадцать лет в праздничный день в церкви среди народа, поодаль друг от друга, стоят два старика — Иван Иванович и Иван Никифорович. “Как же они изменились и постарели! Но все их мысли заняты судебной тяжбой, которая ведется уже в Полтаве, и даже в дурную погоду ездит туда Иван Никифорович в надежде решить дело в свою пользу. Ждет благоприятных известий и Иван Иванович... Скучно на этом свете, господа!” — подытоживает классик.

В  землеустроительной службе Гродненского райисполкома есть специальный отдел по регулированию земельных отношений садоводческих товариществ. Его сотрудники рассказали, что не прекращаются от дачников жалобы по разным поводам: и на захват земель общего пользования, и на несоответствие границ участков и т. д. Более того, многим не помогают разрешить споры даже суды. Хотя, казалось бы, если есть документ на частную собственность, где все прописано, он и должен рассудить. На самом деле ситуация вырисовывается не такая простая. Превалирующее большинство дачных садоводческих товариществ, земли которых относятся к Гродненскому району, создавались еще в советские времена. Тогда, конечно, землю тоже мерили, но, судя по всему, не так скрупулезно. У “дачных старожилов” до сих пор сохранилось понятие: границы участка пролегают по водопроводной трубе. Не все соседи даже заборами с тех пор друг от друга отгородились. Доверять, по-видимому, привыкли. На самом деле трудно представить, чтобы однажды по весне, приехав на свой участок, дачник заметил, что сосед разбил на его территории грядку.

Но времена меняются, меняются и соседи. С 1995 года началась активная приватизация земель садоводческих товариществ. Большинство владельцев уже оформило необходимые документы на земельные участки для коллективного садоводства, согласно разработанным проектам организации и застройки территории товариществ. А дачники, соответственно, получили Государственные акты на земельные участки, где строго прописаны границы частных владений. Однако выясняется, что массовая приватизация зачастую шла “скопом”, а за долгие годы пользования сотками многие дачники “отступили от трубы”, вот по официальным документам и получилась эта самая межа раздора.

Специалисты отдела по регулированию земельных отношений садоводческих товариществ пояснили, что сейчас для регистрации земельного участка, согласно законодательным документам, строго необходимы землеустроительные материалы. Это значит, что ваши сотки еще раз могут перемерить профессионалы.

Важность своей земли под солнцем никогда не теряла для человека актуальности. Эта тема испокон веков была и остается важной как для целых государств, так и для отдельных граждан. Но если рассуждать по-житейски, ее ведь каждому из нас не так и много в результате нужно. Знакомые дачники рассказывали, как их соседи судились за пятнадцать сантиметров земли! А потом один из них умер, и его участок долго стоял заброшенным, зарастая бурьяном. Говорят, наследников на землю у старика не было... Однако мы говорим о живых. В наш стремительный век прогресса все больше горожан тянутся к этим самым шести соткам, где находят отдушину. А понятие частной собственности на землю придает им еще и другую ценность. Человек получает право распоряжаться своим наделом по собственному усмотрению, но не нарушая при этом права соседа. Не на отдельных же островах посреди океана живем! Так из-за чего же в одночасье может возникнуть эта самая “межа раздора”? Не по той ли причине, что обществу нашему свойственно такое понятие, как “правовой нигилизм”? Ведь на самом деле для разрешения спорных вопросов по частной собственности, если уж не удалось договориться, существует цивилизованный суд. А вот устраивать самосуд, как, собственно, и самостоятельную перемерку земли соседа, уж точно непозволительно. В какой цивилизованной стране, где земельные отношения строго урегулированы соблюдаемым законом, еще подобное увидишь? А самовольные захваты земель, как будто бы ничейных? У нас это еще встречается.

В отношении дачников, которые еще сравнительно недавно начали осваивать понятие частной собственности на землю, хочется заметить: в самом определении занимаемых ими земель заложено еще с советских времен такое понятие, как “садоводческое товарищество”. Видимо, от слова “товарищ”, что применительно к дню сегодняшнему означает “уважаемый сосед”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter