Мэйд ин Чайна: выставка китайского фарфора

В Национальном художественном музее открылась выставка китайского фарфора.  

В Национальном художественном музее открылась выставка китайского фарфора.

 


Фарфор толщиной с яичную скорлупу и чаши из керамики, со стопроцентной достоверностью имитирующей золото, не оставят посетителей выставки равнодушными.Это только у непросвещенных Китай ассоциируется исключительно с палочками для еды, блюдами из риса и костюмом от «Версаче» за 10 долларов. Для настоящих знатоков истории и ценителей искусства Поднебесная – это тончайший шелк, ни на что не похожая, словно инопланетная, архитектура и, конечно же, фарфор, который, равно как и бумага, порох и первые в истории компасы, был изобретен именно здесь. Но если потрогать на ощупь нежнейшую ткань или пройтись с экскурсией по Великой стене могут не все, то вот увидеть своими глазами знаменитую китайскую керамику, которая за много веков ничуть не выцвела и до сих пор радует почитателей искусства насыщенными цветами – «жертвенно красным», «цветом чайного листа», «цветом кожи желтой рыбы» – может каждый. На этой неделе в Национальном художественном музее Республики Беларусь открылась выставка «Керамика и фарфор Китая», которая будет работать до конца ноября. 


В музее обещают, что экспозиция, объединившая около ста предметов XV-XX веков, не оставит равнодушными даже тех, кто всю жизнь считал себя небольшим любителем расписных ваз и статуэток. Чего стоит одна только чаша из фарфора, выполненного в технике «яичная скорлупа» – настолько тонкого и прозрачного, что на внутренней стороне посудины явно проступает узор, нанесенный снаружи. Или, скажем, тарелка «под золото» и ваза «под нефрит», где настолько искусно сымитированы металл и камень, что это может стать даже поводом для пари – при условии, что ваш оппонент не дошел до музея раньше.


Но даже «замаскировать» керамический сосуд под средневековую драгоценность считается не так сложно, как расписать тарелку, чашу или вазу кобальтом – темно-синей краской, в состав которой входят частички одноименного металла. Трудность заключается в том, что для работы с ней нужна особая пористая глина, которая настолько быстро впитывает краску, что, если вовремя не отдернуть кисть, на боку будущей вазы расплывется огромное уродливое пятно. Поэтому каждое движение художника должно быть предельно быстрым, четким, точным – как удары у боксера. Но годы практики делают свое дело, и на отдельном стеклянном стеллаже вы можете увидеть немало изделий, выполненных в этой технике, у которых нет ни малейшего огреха. 


Посетителей выставки ждет еще много увлекательных занятий. Можно посчитать пальцы у изображенных на вазах драконов: как известно, раньше пятипалые существа наносились только на изделия, предназначенные для императора и его семьи, – у остальных огнедышащих змеев пальцев было всего три или четыре… Можно, глядя на изящный флакончик для аромамасел, пофантазировать, как выглядела средневековая модница, которая носила его за пазухой… Так что постарайтесь не упустить редкой возможности увидеть настоящую китайскую керамику, которая уже не одно тысячелетие считается во всем мире эталоном качества. Кстати, неслучайно в английском языке слова «Китай» и «фарфор» и звучат, и пишутся одинаково.

 


Виктория КРУПЕНЬКОВА, фото Виктора ДУБОЙСКОГО, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter