Чем живет и как развивается Минский метрополитен

Метро не сразу строилось

Как развивается Минский метрополитен
Минский метрополитен открывает свои двери в 5.30 утра и работает до глубокой ночи. Надежным, экологически чистым и комфортабельным видом городского транспорта ежедневно пользуются около миллиона человек. Чем живет и как развивается подземка, узнала корреспондент «Р».



В метро праздношатающихся редко встретишь: практически все пассажиры, минуя турникет одним прикосновением проездного-радиокарты, быстро скрываются в вагонах прибывающих поездов — спешат по делам. На перроне замечаю мужчину в солидном костюме. «Личному авто предпочли метро?» — любопытствую. «Сегодня у меня важная встреча. Опаздывать и терять драгоценные минуты нельзя. Какая машина или такси в час пик поможет? В таких случаях только метро. Всегда знаешь: проводил глазами один поезд, через минуту-другую прибудет следующий состав», — индивидуальный предприниматель Роман Савранский проходит в вагон, я — за ним.

На станции «Тракторный завод» многолюдно. Оно и понятно: на часах уже 15.15, а это значит, что закончилась первая смена и заводчане спешат домой. «Такие огромные потоки пассажиров бывают по несколько раз в день. Все зависит как от рабочих смен МТЗ, так и от расписания занятий ближайших к станции вузов», — рассказывает Янина Жеромская, начальник станции «Тракторный завод». И тут же вспоминает, что тридцать лет назад, когда она, восемнадцатилетняя девушка, пришла работать в метрополитен, справиться с таким наплывом людей было куда сложнее.

Подходим к эскалатору. «Одни сотрудники метро в то время дежурили возле эскалатора, другие с громоздкими рациями вдоль и поперек патрулировали платформу», — показывает Янина Жеромская. Сейчас же, рассказывает, все происходящее в любом уголке метро фиксируют камеры. Система видеонаблюдения регистрирует события в режиме реального времени 24 кадра в секунду.



Комната с большими мониторами и огромным пультовым управлением — сердце каждой станции. Светлана Сурко, дежурная по станции «Партизанская», приглашает понаблюдать за процессом работы. От множества экранов уже через пять минут начинает рябить в глазах. Удивляюсь: «И как вы только выдерживаете смотреть на них по 12 часов в сутки?» Светлана Сурко принимает срочный вызов диспетчера: «Едет пассажир с нарушением опорно-двигательного аппарата, просьба встретить». На «Партизанской» знают номер поезда и вагона, а также точное время прибытия состава — инспекторы службы безопасности уже ждут пассажира на перроне.

К слову, для создания условий безбарьерной среды в метро уже функционируют 23 лифта, 22 платформы с наклонным и 3 — с вертикальным перемещением, 10 мобильных гусеничных подъемников. Еще пять подъемников недавно были установлены в вестибюлях станций «Октябрьская», «Купаловская», «Площадь Победы», «Площадь Якуба Коласа», «Пролетарская». Таким образом, все станции подземки оснащены различными техническими средствами для перемещения маломобильных групп населения к поездам.

Минский метрополитен для миллионов — транспортное средство, для более чем 4,5 тысячи людей — место работы. Так, Иван Овсяник трудится здесь с открытия подземки. «Мне было 24 года, когда мне доверили управлять первым поездом минского метро. Это был 1984 год. Сейчас метрополитен не узнать — поток людей постоянно увеличивается: сегодня уже почти 40% пассажиров городского транспорта выбирают метро. И метро постоянно развивается: открываются новые станции, проектируются и строятся другие», — Иван Славомирович показывает карту подземки.



Машинист-инструктор приводит в пример «Каменную Горку», где ежедневно перемещается большое количество людей. «От этой конечной станции до другой, «Могилевской», пассажир доезжает всего за 27 минут! Без пробок и с комфортом — в любую пору года», — Иван Овсяник доволен скоростью работы метро.

Машинист первого поезда минского метро уже десять лет обучает новых специалистов. К тому же постоянное повышение квалификации проходят и опытные работники. Иван Овсяник уверен, что это важное условие для успешной работы метрополитена: «Сегодня по двум линиям ежесуточно пропускается более тысячи поездов. Машинисты, которые ими управляют, должны уметь мгновенно справиться с любой внештатной ситуацией. Причем так, чтобы наш пассажир ничего не заметил и не почувствовал».

КСТАТИ

Сегодня эксплуатационная протяженность двух линий Минского метрополитена с 29 станциями составляет 37,27 км, из них 15 станций расположены на Московской линии и 14 — на Автозаводской линии метрополитена.

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТРОПОЛИТЕНА

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Ростислав ЮРЕНЯ, директор государственного предприятия «Минский метрополитен»:

— Минский метрополитен будет состоять из четырех линий, а это 58 станций, общей протяженностью 77,1 км. Так, первая линия протяженностью 20,8 км будет иметь 16 станций. Она свяжет жилые массивы юго-западной и северо-восточной частей с центром и железнодорожным вокзалом. Вторая линия, длиною в 20,3 км и 16 станциями на ней, свяжет жилые районы северо-западной части города с центром и промышленной зоной, находящейся на юго-востоке. В будущем возможно продление 2-й линии в западном направлении станцией «Красный Бор», в юго-восточном направлении станцией «Шабаны».

Есть планы строительства третьей и четвертой линий — их открытие запланировано на 2017 — 2035 годы. Новая линия метро с 14 станциями протяженностью 17,2 км свяжет микрорайон Зеленый Луг через центр города с микрорайоном Курасовщина. Первую очередь третьей линии метрополитена планируется ввести в строй в 2017 году. Это участок станций «Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Юбилейная площадь», «Ковальская Слобода». Две из них — пересадочные, что позволит разгрузить пересадочный узел «Октябрьская» — «Купаловская». Станции «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий Гостинец», а также депо планируется построить к 2020 году. Третья линия будет оснащена автоматизированными поездами, а также автоматическими дверьми для предотвращения падений на рельсы. Появится траволатор — горизонтальный аналог эскалатора — длиной 100 метров и скоростью движения 1 м/с.

Четвертая линия будет проходить от площади Бангалор, пересечется со станциями «Академия наук» и «Тракторный завод» и пройдет через микрорайон Серебрянка до микрорайона Чижовка. Она протянется на 15 км и будет состоять из 9 станций.

ypopko@bk.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter