«Метро»

Презрение и ненависть — мотивы тех двоих, кто взорвал нашу жизнь

Презрение и ненависть к окружающим — вот истинные побудительные мотивы парней с рабочей окраины, взорвавших нашу жизнь

Прошел год с момента самой кровавой трагедии в новейшей истории Беларуси. Прямо или косвенно теракт затронул всех жителей нашей страны. Те, кто был в тот момент на станции, не забыли страшные минуты после взрыва. Те, кто следил за репортажами в СМИ, помнят леденящие кровь строки и кадры. Сейчас станция метро «Октябрьская» выглядит почти так, как до теракта, но, оказываясь на ней, многие чувствуют себя иначе, чем прежде. А кто-то даже спустя время не нашел в себе силы спуститься в метро.

11 апреля 2012 года в Беларуси прошли мероприятия в память жертв взрыва. На «Октябрьской» открыт памятный знак «Река времени», по всей стране люди чтили память погибших. Вечером телеканал «Беларусь 1» показал фильм «Метро».

Его авторы рассказали о том, как замышлялся, осуществлялся и раскрывался теракт. Особый акцент сделан на формировании личностей Коновалова и Ковалева, признанных виновными в совершении этого преступления. С экрана телевизора молодые люди вполне заурядной внешности буднично рассказывают о случившемся. Как будто нет полутора десятков погибших и сотен покалеченных, как будто это был не теракт, а рядовой поход в магазин. Спокойные лица без эмоций. И тем чудовищнее признания о том, как один шел убивать, а второй, зная об этом, молчал и бездействовал.

Увлечение химией затмило для Коновалова все: семью, интересы, даже человечность, говорится в фильме. Но о какой человечности здесь вообще может идти речь? Разве нормальный человек, способный любить и сострадать, пойдет убивать и калечить ни в чем не повинных людей? Тем более в познавательных целях. Вспомнить хотя бы те эпизоды, в которых друзья экспериментируют с растяжками и горючей смесью в Витебске. В первый раз пожилого велосипедиста спасла лишь высокая скорость его железного коня: горючая жидкость выплеснулась у него за спиной. А вот 14-летнему подростку повезло меньше: попав в ловушку, парень едва не сгорел заживо.

Еще были взрывы. В Витебске в 2005-м и в столице в 2008 году. В областном центре преступления квалифицировали как хулиганство и покушение на убийство. А вот Коновалов, как выяснилось потом, рассчитывал на гораздо более весомое обвинение. Уж очень хотелось террористами зваться. Вот и решили доказать всем, что имеют на это право. В Минске взрыв прогремел во время народных гуляний. Во взорванной толпе были молодежь, старики, дети… Впрочем, террорист вряд ли об этом думал. Хотя чем думать? Мозг преступников частенько был затуманен хмельными парами. Не отказались от крепких горячительных напитков они и в день совершения теракта: праздновали черную свою победу. Когда их брали бойцы спецназа, террористы были настолько пьяны, что не могли сразу выговорить даже собственные имена…

Связать все эти преступления вместе стало возможно благодаря спецслужбам мира, которые оперативно подключились к расследованию, — Интерполу, израильскому «Моссаду», ФСБ и Следственному комитету России.

Продемонстрирован высокий профессионализм МВД, белорусских спецслужб, чью работу и оперативность высоко оценили российские эксперты и руководство Интерпола. Главный подозреваемый у следствия есть всего через 4 часа после теракта, а спустя 29 часов он и его пособник уже в руках спецподразделения «Алмаз». 

Доказательству вины Коновалова в фильме уделено большое внимание. Судя по видеозаписи допросов, Ковалев был осведомлен о действиях своего друга. Первый заместитель председателя Следственного комитета Беларуси Андрей Швед заявил: «Владислав Ковалев — пособник. Это не вызывает сомнения. На протяжении десяти лет он одобрял действия Коновалова». В поддержку исключительной меры наказания для Ковалева высказались и российские эксперты. Один из бывших руководителей российского отделения Интерпола Владимир Овчинский сказал: «Ковалева расстреляли не за то, что он не донес. Совершенно очевидно: он — преступник. Он — соучастник».

Презрение и ненависть к окружающим — вот истинные побудительные мотивы парней с рабочей окраины. Все мы, давайте скажем честно, кого-нибудь недолюбливаем, презираем или игнорируем. Соседа-алкоголика за его асоциальный образ жизни, бывшую жену за сутяжничество, себя, наконец, за беспринципность, ущербность или подлость. Но повод ли это взяться за взрывчатку?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter