Метр обмана

Семь лет мошенники торговали чужим жильем
Семь лет мошенники торговали чужим жильем

Как–то в комнату пожилой минчанки постучался молодой человек и принялся расспрашивать хозяйку о жизни. Одинокая старушка сразу же поддалась обаянию гостя. «Нелегко приходится, пенсия небольшая, коммунальные расходы велики», — в тон собеседнику поддакивала бабушка. «Могу помочь, — заинтриговал визитер. — Продаем ваше столичное жилье, покупаем квартирку, скажем, в Борисове —

и живите себе на бонус от сделки припеваючи». Владелица квадратных метров согласилась. Однако вместо городской квартиры аферист переселил ее в деревенский барак. Причем без обещанного бонуса.

Это лишь один из 18 «квартирных» эпизодов многотомного уголовного дела. В результате «риэлтерской» деятельности организатор многочисленных квартирных афер Игорь Стуков и его помощник Артем Кленов положили себе в карман более 300 миллионов рублей. Каким же образом им удавалось безобразничать целых семь лет?

Ария незваного гостя

Подходящих кандидатов на ссылку в глухомань Стуков выискивал среди должников ЖЭСов. Нужную информацию выуживал в списках злостных неплательщиков, людей по большей части к выпивке неравнодушных. При виде бутылки хозяин запущенной квартиры охотно поддерживал диалог со щедрым гостем. А тот заливался соловьем: дескать, погасить задолженность по коммунальным платежам несложно — пару месяцев, и дело в шляпе. Неограниченное доверие к себе «риэлтер» вызывал регулярными подношениями «дозы» и закуски.

Однажды Игорь Стуков позвонил в дверь квартиры в доме по улице Одинцова. Ответственный квартиросъемщик Валерий Картавый на предложение воспользоваться услугами посредника согласился сразу. Коммунальный долг — 300 тысяч рублей — безработному да пьющему выплачивать было не из чего.

— Переедешь из «двушки» в однокомнатную квартирку в этом же районе, получишь разницу — пару тысчонок «зеленых» — и решишь все проблемы, — раздавал авансы «благодетель».

Вскоре Стуков и в самом деле устроил Валерию экскурсию в довольно приличные апартаменты. Но как только все формальности по продаже недвижимости оказались позади, «риэлтер»–комбинатор резко изменил тактику. Купил по дешевке добитую «трешку» в деревне Ганцевичи под Борисовом на имя Галины Степановны Беланович (той самой старушки, у которой выманил согласие на сделку с ее комнатой), перевез в «хоромы» бабушку, а затем подселил к ней жильца — Валерия Картавого. Якобы временно.

Вдобавок по настоянию Стукова пожилая женщина оформила на него доверенность на получение ее пенсии. Прознав, что бабушке, узнице фашистских концлагерей, положена крупная компенсация, мошенник обтяпал и это дельце, оставив переселенцев без средств к существованию. За неуплату «коммуналки» жильцам отключили сперва свет, а затем и газ. Вытирая платком скупые слезинки, Галина Степановна как–то обронила соседу: «Такого ужаса я не испытывала даже в концлагере».

Дельце и дело

В 2003 году Стуков подыскал себе помощника. Артем Кленов накануне влип в неприятную историю. «Стукнул» машину хозяина фирмы, в которой работал водителем, и «попал» на 4 тысячи долларов. Идея приятеля — подыскивать и обрабатывать на пару с ним потенциальных выселенцев — Артема воодушевила.

Очередных простофиль парочка отыскала на улице Щербакова. После смерти жены Владимир Михаль запил и потерял работу. Вслед за ним к горькой пристрастился и сын Дмитрий. За два года их долг перед коммунальниками вырос до 2 миллионов. В один прекрасный день на пороге квартиры появились Стуков и Кленов. Далее события развивались по знакомому сценарию: повесть про золотые горы, поход к нотариусу, выселение и переезд в Глусский район вместо соседней улицы. «Выгодное дельце», — потирали руки подельники. Халупа в деревне Заелица обошлась им в 70 раз (!) дешевле стоимости минской квартиры Михалей.

Почти сразу же после «новоселья» Стуков и Кленов исчезли с горизонта вместе с деньгами. А к Михалям нагрянул местный «агент по недвижимости» (знакомый Стукова) — личность в криминальных кругах известная. Вновь возник вопрос о продаже жилья. Под давлением Дмитрий Михаль оформил доверенность на «агента». Но испугавшись повторения знакомой истории, втайне от доверенного лица аннулировал документ. И обратился в милицию. Шаг был рискованный. Опасаясь за свою жизнь, отец и сын сбежали из Заелицы. Оба бомжуют по сей день.

Кто решит жилищный вопрос?

Одних квартирные мошенники определяли в «терема» без окон, без дверей, других просто выкидывали на улицу. Иногда аферисты являлись к своим «подопечным» под видом работников жилищно–коммунальных служб. Угрожали выселением. Прием срабатывал безотказно. Удачливость аферистов поражает: клевали все.

С оформлением сделок, выпиской и пропиской (объявления о ее продаже в недавнем прошлом висели на каждом углу) тоже заминок не случалось. Видимость законности Стуков создавал с ловкостью фокусника. Нужные для этих процедур бумаги всегда оформлялись тщательно. Да, в сущности, никто против переселения злостных неплательщиков «коммуналки» и не возражал. Соседи опустившихся жильцов и работники ЖЭСов лишь облегченно вздыхали после их переезда. Переживать за судьбу переселенцев было некому. Стоит ли им сочувствовать? Взрослые люди. Сами сделали свой выбор.

И тем не менее жертвы мошенников обретаются не на другой планете. Теперь их квартиры — чердаки и подвалы. И жильцам «оккупированных» домов тоже нет покоя. Отвернуться от потерявших себя и связь с внешним миром людей — не выход. Напротив, есть смысл надежно защитить их жилищные права. И пресловутый квартирный вопрос «нежелательных» соседей надлежит решать не Стуковым и Кленовым, а государству. Кстати, будущее место жительства для этой парочки в самое ближайшее время определит суд.

Компетентный комментарий

Начальник управления по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции ГУПР МВД Дмитрий Данильчик:

— До 2005 года существовал порядок: человек, злоупотребляющий спиртным, не мог продать свое жилье без разрешения местных властей. Впрочем, аферисты и тогда находили лазейки, как снять человека, попавшего в «неблагополучные» списки, с учета. Сегодня вообще нет никаких защитных механизмов. А стоило бы их придумать. Скажем, создать специальную службу, которая занялась бы переселением неплательщиков коммунальных услуг в более скромное жилье и соответственно контролировала бы все сделки купли–продажи.

Схемы квартирных афер

Продажа чужой жилплощади

Часто аферисты совершают сделки с квартирами и домами, которые им не принадлежат. Снимается жилплощадь, на которую хозяин–самозванец находит потенциального покупателя. Далее мошенники под удобным предлогом берут с простофили аванс и скрываются.

Сборы по кругу

Случается, аферисты (иногда по предварительному сговору с собственником) продают одну и ту же квартиру нескольким покупателям. Технология обмана? Изготавливаются дубликаты документов на жилье, и каждый клиент получает по комплекту, не подозревая, что это не оригинал. После того как комбинация завершена, подкупленный собственник изображает из себя невинную жертву. Дескать, ни сном, ни духом.

Фальшивые сделки

Клиент, доверившись аферистам, дает им доверенность на право регистрации сделки. В этом случае проходимцы «скрепляют» договор купли–продажи поддельной нотариальной печатью и выдают новому «хозяину» квартиры липовый документ в обмен на деньги.

Липовый адрес

Мошенники могут использовать прием «совпадение улиц». Покупателю показывается роскошный коттедж, а при оформлении указывается адрес халупы, стоящей по соседству. Расчет на то, что доверчивый клиент не заметит нестыковку в номерах домов.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter