Место встречи — татами

В детско-юношеском клубе “Атлант” от перелива детских голосов звенит в ушах
Архимед всю жизнь искал точку опоры, чтобы сдвинуть Землю. Но есть на свете сила посолиднее, чем мощь архимедова рычага: дайте детям позволение, и они перевернут мир. О квартире и всем том, что там находится, даже речи не идет: ураган Катрина — это легкий бриз в сравнении с энергией, которая заложена в каждом маленьком ребенке. И в мальчишке. И в девчонке.


Свою систему воспитания малышей Борис Рукавицын называет “моделью двора”.

В детско-юношеском клубе “Атлант”, который по-хозяйски расположился среди жилых высоток, от перелива детских голосов звенит в ушах. Здесь идет своя жизнь, совершенно оторванная от планшетно-компьютерной реальности. Мастер спорта, кандидат педагогических наук, тренер с многолетним стажем, своей четко отработанной системой и взглядами Борис Рукавицын громогласен: “Хаджиме! Матте!”, — наставник оперирует исключительно японскими терминами. Вокруг него, как колобки, резвятся и шумят детишки в кимоно с разноцветными поясами — цветовая дифференциация в дзюдо возведена в философский культ, а здесь у малышей все по-взрослому, это один из основных принципов клуба. Построение, беседа с вопросами на внимательность, разминка. Но никто не ходит строем. Тренер есть. Родители — рядом, но все они большей частью наблюдатели, а детям предоставлена большая свобода действий. В определенных рамках, разумеется, — все-таки дзюдо анархии не терпит.

— Помните раньше, — Борис Николаевич говорит, но взглядом держит под контролем весь зал единоборств. — Игры, скакалки, переполненный детьми двор — все друг у друга учились. А сегодня они мяч поймать не могут. Сытые, красивые, здоровые — класс! А мяч не могут поймать. Это катастрофа. А как же они бороться будут?

Свою систему воспитания малышей (а мальчишки у него мал мала меньше — и четырех-, и пятилетние карапузы) Борис Рукавицын называет “моделью двора”.

— Заметьте, наши борцы кавказцам часто еще до поединка проигрывают — психологически. Тот выходит, и видно — хозяин! Для него борьба — жизнь. В семьях у них куча ребятишек — они все борются. Дома, во дворах, в школе — везде. В борьбе — с пеленок. Это в крови. И воспитание такое, что мальчик не чувствует себя в семье малышом с самых ранних лет: с ним во всем советуются, его берут в расчет, его уважают и учат уважать других. Он — мужчина! В наших краях по-другому: детей в семьях мало и сплошь красные флажки запретов: не спорь, не лезь, не вмешивайся. У нас в зале другой принцип. Это можно? Можно. А это? И это можно! По чуть-чуть, шаг за шагом при этом изучаем основы дзюдо. Назовите это моделью двора или кавказской семьи — как хотите. Но факт в том, что к десяти годам, когда наступит время переходить в ДЮСШ, парни уже многое будут уметь и знать — готовый материал для дальнейшей работы.

В каждом малыше живет чемпион. В той или иной мере. В той или иной области. Вопрос лишь в том, как способности развить. Куда направить неуемный поток энергии, чем занять руки и мозги чада, куда его пристроить? Раньше такой проблемы и близко не стояло. Стремительная урбанизация еще не достигла своих нынешних размахов, а в деревнях детям скучать было некогда: дров наруби, огород вскопай, воды наноси, сена накоси — энергия не уходила паром в свисток, не повисала на боках лишними килограммами, а облекалась в крепкое, мускулистое тело, в здоровый дух. В городах тоже было попроще: в каждом дворе ватага ребятишек дотемна гоняла мяч или играла в казаки-разбойники. Спорили, озорничали, боролись и даже дрались. Словом, взрослели.

Нынче во дворах хозяйничают автомобили и автолюбители, готовые драться друг с другом за пятачок парковочного места. Задуматься о том, как и где построить футбольную площадку или прикрепить баскетбольное кольцо, — недосуг, бег времени стал гораздо стремительнее, стоит это признать. И дети теперь редко выходят на улицу, а, сгорбившись у планшетов, коротают время в виртуальной реальности. А самые большие приключения составляет путь из дома в школу и обратно к телевизору. Борис Николаевич, успевая вносить коррективы в броуновское движение своих воспитанников, продолжает:

— Тренировки должны стать интереснее, чем виртуальные игры. Только в этом случае что-то получится. А представьте, тренер приходит в школу делать набор. Кто-то согласился. Пришел. А ему тут же: равняйся, смирно! Начинают строить, заставляют работать. А он не знает, что это такое. Не привык. Станет ребенок ходить на занятия? Конечно, нет — бросит. Я никого не ругаю, не понукаю. Дети могут бегать, прыгать, кричать. Моя задача, чтобы не покусались, не подрались, не получили травм. Со временем, будьте уверены, из них сформируются люди ответственные, патриотичные, сильные и здоровые.

В конце тренировки каждый получает золотые конфеты — приз за работу.

— Они свою награду не в рот кладут, а с гордостью несут маме. Или папе. Родители, может быть, мальчишку на “Мерседесе” сюда привозят, шоколадом завалить могут, но ценность этого скромного леденца в том, что он заработан. Это очень важно.

— Вы ведь и турниры проводите?

— А как же! В том числе и для самых маленьких. 4 человека в подгруппе, и борется каждый с каждым. Для ребенка — это олимпийские игры! Только проигравших тут не бывает — каждый получает медаль. Победитель — золотую. Второй призер — серебряную. И две бронзы. С психологической точки зрения ребенку важно дать почувствовать, что он не проиграл, что свою награду тоже получил. 

— Детская психология — штука тонкая. 

— Характер у всех разный. Есть дети не слишком коммуникабельные. Поначалу такие просто сидят в сторонке. Смотрят. И волей-неволей выползают потихонечку на ковер, подключаются к игре, становятся участниками. Сперва робко, потом смелее. И незаметно оказываются в центре событий. Рефлекс повторения, или, как я его называю, “обезьяний” рефлекс. Ребенок должен проявлять себя как личность. Хоть в чем-то. Хоть где-то. Но обязательно и непременно. По чуть-чуть, шаг за шагом, в игровой и непринужденной форме дети осваивают здесь приемы дзюдо и постигают его философию. 

— А в чем она, философия?

— Соперник — не противник, а партнер по единоборству. Не враг. Его не нужно раздавить и уничтожить. Необходимо победить, переиграв. Перехитрив. Опередить в скорости, мышлении, выносливости. Белорусы по характеру своему не воинственные люди, и такая модель поведения очень подходит нам по менталитету. Толерантная нация, но цели своей всегда достигаем.


В каждом малыше живет чемпион. В той или иной мере. В той или иной области.

Простые и понятные вещи говорит тренер: “Бабушка в семье нужна не для того, чтобы заботиться о внуке, а чтобы внук о ней заботился — учился быть взрослым и самостоятельным, приучался уважать возраст”. Не все, конечно, дети станут чемпионами — да это и не нужно, нет такой цели.

— Я вижу сразу характер и способности, кто может, а кто нет. Но если родителям хватит терпения за ребенком следить, заниматься им, поддерживать, то все будет хорошо. В своих классах в школе наши дети всегда лучшие. Я уверен, можно сделать мастера из каждого, если родители будут рядом и готовы помогать.

— А как же тренерский штаб? Молодые специалисты работать с детьми нынче не желают.

— В нашем клубе тренеры — свои воспитанники: Петр Черняк, Юрий Шевцов, Дмитрий Непов, Дмитрий Прищепа. Те, кто точно так же с шести лет здесь кувыркался. Преемственность системы. У них свой бизнес, другие источники дохода, а у нас работают для души, потому что не могут иначе.

Борис Николаевич рассказывает, что проходили как-то в “Атланте” практику выпускники БГУФК. Хорошие обученные ребята. И ни один потом не остался работать с детьми! Дипломы получили и — кто в милицию, кто в бизнес, кто в таксисты. Оно и понятно: возиться с этими шумными и непоседливыми колобками — дело не слишком благодарное и уж совсем неприбыльное. Но это если измерять прибыль исключительно понятиями материальными, как мы все привыкли. Но есть ведь и другие, куда более важные ценности.

s_kanashyts@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter