Место рождения новой отрасли — Новоельня. Беларусь начала производить биодизельное топливо

Правительство нашей страны в рамках реализации программы возрождения села заложило первый кирпич в фундамент новой отрасли народно-хозяйственного комплекса, связанной с производством биодизельного топлива. В небольшом поселке Новоельня Дятловского района пущен мини-завод, который способен производить в год от 2 до 5 тысяч тонн экологически чистого топлива.
Правительство нашей страны в рамках реализации программы возрождения села заложило первый кирпич в фундамент новой отрасли народно-хозяйственного комплекса, связанной с производством биодизельного топлива. В небольшом поселке Новоельня Дятловского района пущен мини-завод, который способен производить в год от 2 до 5 тысяч тонн экологически чистого топлива. Сырьем для него является рапс, точнее сказать, техническое (прессовое) масло из него, метанол и катализаторы… Все компоненты горючего, которое в недалеком будущем основательно потеснит обычное дизельное топливо в наших двигателях внутреннего сгорания, отечественные. Их поставляют в Новоельню скидельское сельхозпред-приятие «Гроднобиопродукт» и Гродненское объединение «Азот». Сразу должен отметить, что белорусское производство биотоплива – безотходное. Главным побочным продуктом, который остается в «сухом» остатке, является глицерин. Этот товар импортируется и обходится государству очень дорого. И необходим он не только фармацевтической и парфюмерной промышленности. Детище рождалось так. Сначала Президент дал поручение правительству рассмотреть вопрос о целесообразности создания биодизельного топлива. В декабре 2004 года на одном из заседаний Президиума Совмина появилась протокольная запись, которая включила в работу заинтересованные институты, министерства, ведомства. Правительство пыталось выяснить, куда склонится чаша весов. И чаша эта, возможно, колебалась бы по сей день, если бы не поистине титанический труд и энтузиазм группы специалистов. Не секрет, что некоторые чиновники скептически относились вообще к идее создания нового вида топлива. Аргумент был весомый: мол, цивилизованный мир не глупее нас, а пользуется в основном углеводородным сырьем. У физиков и химиков БГУ была иная точка зрения. Уже несколько лет кряду группа ученых, ядром которой стали член-корреспондент НАН Беларуси, директор НИИ физико-химических проблем Олег Ивашкевич, его заместитель кандидат наук Владимир Симирский, профессор Геннадий Кабо, кандидаты наук Зоя Антонова, Владимир Крук, настойчиво и, можно сказать, уловив направление свежего ветра в мировой экономике, создавали оригинальную, безотходную и беспрерывную технологию производства биодизельного топлива. Поэтому, когда вопрос назрел и был поставлен главой государства, теоретическая база была готова. Дальше за дело основательно взялся руководитель НП РУП «Унихимпром БГУ» Александр Якубеня и его коллеги, на плечи которых легли все вопросы, связанные с организацией производства. Александр Николаевич – человек энергичный, организатор талантливый, имеющий немалый опыт в этом деле (создавал с нуля совместно с ОАО «Гроднохлебопродукт» завод по производству рапсового масла в Скиделе), сказал мне: — Как и в первый раз (имелся в виду именно Скидель. – Н.В.), идею по достоинству оценило руководство Гродненщины, в первую очередь чуткий ко всему новому, прогрессивному председатель облисполкома Владимир Егорович Савченко. Он предложил в целях экономии ничего капитального не строить, а использовать «гуляющую жилплощадь» Новоельнинского межрайагроснаба. Его директор Алексей Скиба пояснил: «У нас созданы идеальные условия для получения продукции (кстати, первые 10 тонн, как и было запланировано на начальном этапе, уже на хранении): мини-завод смонтирован, складские помещения для сырья и база для хранения биотоплива есть, сырьевые регионы находятся внутри области, транспортный цех у нас свой неплохой, дороги на Гродненщине тоже на приличном уровне. Теперь дело за решением правительства: остановится оно на этапе широкого эксперимента в стране или примет более весомое решение о развитии новой промышленной отрасли». Во время пуска предприятия я встретился с Анджеем Сайковским, представителем известной польской инжинеринговой компании «WIEDEMAN POLCKA», специалисты которой у себя в стране произвели все оборудование и смонтировали его в Новоельне (переговоры с фирмой об участии в тендере вел все тот же Александр Якубеня). Вот что польский инженер подчеркнул в своем эксклюзивном интервью для «Р»: — На белорусском «поле» мы работаем активно. Помогаем вам внедрять достижения НТП в пищевой и сахарной промышленности. Что касается освоения мощностей для производства биотоплива, то это тоже для нас дело не новое. В Европе оно поставлено на крепкую основу. Там сейчас производят в год до двух миллионов тонн такой «горючки». Мы выиграли тендер у словаков и немцев. И за несколько месяцев справились с поставленной задачей. Я должен высоко оценить те ноу-хау, которые предложили ваши ученые. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что некоторые из них еще не известны специалистам на Западе. Очень важно, что вы производите уже готовый продукт, который можно заливать в баки, а не промежуточный, который надо еще каким-то образом в определенной пропорции смешивать с другими компонентами, чтобы появилось топливо. В завершение отчета – еще несколько мнений. Владимир СИМИРСКИЙ, заместитель директора НИИ физико-химических проблем: — Полностью заменить биодизельным топливом обычное, дизельное, страна не сможет. Это мы прекрасно сознаем. Да такой цели и не ставили. Но давайте обратимся к двум факторам, которые ясно свидетельствуют, в какую сторону надо двигаться. Беларусь – одна из самых мощных в мире стран, выпускающих колесные тракторы. Их покупают десятки государств. А теперь представьте себе, что Германия, Франция, Филиппины, Иран или какая-нибудь другая держава поставят перед нами вопрос: почему ваши дизели не работают на биотопливе, на котором уже работают их, местные? Что мы им ответим, если до сих пор даже испытаний таких не проводили? Только-только начался процесс сертификации продукта. Еще момент. Известно, что от 60 до 70 процентов так называемых грязных выхлопов в атмосферу и у нас, и в других развитых регионах мира производят двигатели внутреннего сгорания. Европа потому и перешла, как там образно говорят, на рапсовый соляр, чтобы решить проблему экологического загрязнения. На это уходят солидные деньги, поскольку бороться с последствиями экологических катастроф все-таки (вспомним ЧАЭС) гораздо тяжелее, чем предупреждать их. Николай АРИНИЧ, начальник производства нового предприятия: — Еще недавно я трудился в Литве, возглавлял там завод по производству биодизельного топлива. Меня пригласили как опытного специалиста переехать в Беларусь, где я уже получил вид на жительство. Сразу же окунулся в работу. Непрерывный процесс производства биотоплива – явление для меня новое. На конечном этапе выдает горючее не только экологически чистое, но и по стандартам выше, чем предусмотрено Евросоюзом. Чего же еще желать?! Александр ЯКУБЕНЯ, директор НП РУП «Унихимпром БГУ»: — Цены на нефть растут катастрофически быстро. Экономика далеко не каждой страны может выдержать такой финансовый прессинг. Надо уже сейчас думать о ближайшем будущем. Искать внутренние резервы. Я полагаю, что если Минсельхозпрод пересмотрит структуру посевных площадей в пользу рапса, то сырьевые запасы позволят республике выдавать на-гора до 300 тысяч тонн биодизеля уже в ближайшие годы (по некоторым оценкам, Беларусь сегодня ежегодно расходует до 1,7 миллиона тонн топлива по всему НХК). Алексей СКИБА, директор Новоельнинского межрайагроснаба: — В некоторых высоких инстанциях поговаривают, что биодизельное топливо будет стоить дороже обычного намного, на 20—25 процентов. Доля истины в таком утверждении есть, если отбросить такую «несущественную» деталь, как экологическую чистоту. Вместе с тем существует немало схем, как с помощью государства можно удешевить производство (если страна за него возьмется масштабно) новой продукции через снижение налога на добавленную стоимость или вообще отмену всяческих налогов, скажем, на 4—5 лет, чтобы экспериментальным путем убедиться, насколько выгодный или невыгодный проект осуществляется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter