Место прописки: небо

Если у человека есть мечта летать, то планер — самый простой путь в небо. Эту фразу сказал мне кто–то из планеристов, решивших, как и я, провести минувшую субботу на аэродроме под Рогачевом. Повод — открытие чемпионата Беларуси по планерному спорту. Соревнования посвятили 90–летию ДОСААФ.


Парашютисты готовились к прыжкам на окраине летного поля. Опытные и титулованные спортсмены национальной сборной открывают чемпионат. Юрий Стефанович, инструктор аэроклуба ДОСААФ, прыгнул первым, красиво развевался по ветру белорусский флаг. Коллега Стефановича, Александр Молокович, парил с флагом оборонного общества. Вторая группа парашютистов пока присматривалась к маршруту с земли: «Пойдем чуть левее — ветер сильный».

«От винта!» — скомандовал летчик Ан–2. Высоту набираем быстро. «Будет закладывать уши, продувайтесь», — предостерегали меня спортсмены. Уши действительно закладывало, а парашютист, который был ближе ко мне (замечаю к середине полета), уже походил на того, что стоял дальше. «От тряски померещилось», — решила я. Но нет — близнецы, Павел и Александр Наливайко. У братьев на двоих более 16 тысяч прыжков. Оба начинали подростками в аэроклубе ДОСААФ, потом их пригласили в сборную Вооруженных Сил. Так уже 16 лет в армии... Паша нырнул в кабину пилота. Тот ответил, что можно прыгать. Добавив: ветер 7 метров в секунду. При 12 м/с прыгать уже нельзя.


За спиной у мастеров — спортивные парашюты, на руках — высотомеры. Никакой суеты, все спокойно, каждый думал о своем. «А что вы хотите? — улыбнулся Антон Гуринович. — Для нас — дело привычное, словно машину вести. Все нештатные ситуации отработаны до автоматизма». Антона через ДОСААФ в небо привела юношеская мечта. В 15 лет хотел попробовать прыгнуть, а затем уйти. Но, оказалось, — любовь на всю жизнь, остался. В 2013–м спортсмен становится абсолютным чемпионом мира в личном зачете. Вообще, значимые победы у белорусской мужской сборной по парашютному спорту начались с 2012 года. А уже в 2015–м парни взяли золото на Всемирных военных играх в Корее, среди 60 стран. В прошлом году белорусские парашютисты установили новый национальный рекорд: на высоте 5.700 из 30 человек собрали в небе фигуру в форме звезды. В августе нынешнего стали чемпионами в точности приземления на ЧЕ.


Мы в 1.200 метрах от земли. Гуринович выглянул за борт. Он рассчитывал прыжок. Корректировка курса, и титулованные пассажиры Ан–2 заторопились к выходу. Первым прыгнул Антон, за ним — Дмитрий Киршенков, капитан мужской сборной. И так все 12 парашютистов. Шаг за борт — у фотографа секунды, чтобы поймать их счастливые лица, затем мастера исчезали под брюхом самолета.


...Прыжок длился меньше минуты. Пока команда грузит багаж в самолет, чтобы вернуться на базу, Киршенков признается мне: «Мечтать о небе нужно. У меня почти за 30 лет уже чуть меньше 9 тысяч прыжков. Хотя и сейчас каждый из них — немного стресс. Даже с чистым небом ты на стреме до самого приземления. Есть ли у парашютиста пенсионный возраст? Вряд ли».

Теперь в небо, буксируемые легкомоторными самолетами «Вильга–35А», поднимались планеры (это обычная процедура, так они взлетают). Чтобы показать публике лихие виражи вроде «штопора» и «петли». Руслан Лысенко тренируется в Бобруйском аэроклубе ДОСААФ. Кабина его аппарата «Янтарь–стандарт», что люлька. «Полет проходит лежа, — он ложится, застегивает парашют, пристегивается. — Включаем радиостанцию, регулируем приборы. Сюда можно положить бутылочку с водой, шоколадку. Полет, бывает, длится и 5 часов. Планер — техника без мотора. Высоту набираешь за счет вертикальных воздушных потоков». Что до соревнований, то они и сам маршрут зависят от погоды. Кстати, одноместный спортивный планер может летать и по 500 км. Рекорды на дальность — более полутора тыс. км.


«Вильга» подняла планер с Лысенко на нужную высоту. Отсоединение. Дальше он идет сам — с ручкой управления и педалями. Желающих парить, говорит председатель центрального совета ДОСААФ генерал–майор запаса Иван Дырман, много: «Сегодня спортсменов–планеристов в стране готовят только в Бобруйском и Рогачевском аэроклубах ДОСААФ. В этот спорт приходят в 15 лет, в 16 летают самостоятельно. Техники у нас достаточно, закупаются планеры и самолеты. Так наши специалисты помогают курсантам Военной академии и летчикам–любителям почувствовать небо, понять, их ли это судьба».


Среди зрителей — Светлана Тимкова. В разговоре с ней узнаю, что это легендарная личность — чемпионка Европы, неоднократный призер чемпионатов мира, член сборной Советского Союза: «Мой первый полет был в 1966–м, в ДОСААФ. Начинали на простеньких, словно обтянутых тряпичным материалом, советских планерах. Всего летала на 11 типах этой техники. Самое сложное — найти поток и правильно его обработать». Одно из самых значимых достижений Светланы Тимковой — личный всесоюзный рекорд: подъем на высоту 9.600 метров. «После распада СССР летала больше в свое удовольствие. Из–за здоровья перестала лишь пару лет назад».


На открытии чемпионата было много всего интересного. Отличников учебы даже прокатили по небу на Ан–2 и самолете–буксировщике. Впрочем, обзорные полеты предложили всем желающим.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter