Давайте посмотрим беспристрастно: наш ретейл развивался ровненько по международной парадигме. А если без эвфемизмов, по западной модели. В рамках различных дискуссий по развитию торговой отрасли обоснованность тех или иных тезисов постоянно подкреплялась опытом Германии, Чехии, Литвы… Мол, там предельный порог доли, которую занимает одна сеть, может превышать и 30, и 40, и 50, и даже больше процентов. И маркетинговые платежи в том или ином виде торговля с производителей берет. И так далее и тому подобное. Правда, редко рассматривался пресловутый западный опыт с другой стороны: а есть ли эффективность? Не для торговых компаний, а для экономики в целом и для общества в частности? Счастливы ли от этой гегемонии и большой экономической силы ретейла производители и потребители? И ответ очень неоднозначный. Точнее, скажем честно: на сей счет есть полярные исследования. И еще надо разбираться в их репрезентативности, так как нередко в импортных выкладках слишком много лоббистских шумов. Тем не менее многим, общавшимся с иностранными туристами и гостями, знакомо их мнение: мол, у вас в магазинах интереснее и вкуснее. Так как нет монополии. Хотя будем откровенны: лидеры торгового рынка к этому очень стремятся. Однако их порывы сдерживают. И законодательно, и административно, что в целом радует.
Кстати, про Запад. Да, там есть мощные торговые компании, которые могут производителям диктовать свои права. Но в этих же странах и на рынке первую скрипку играет далеко не малый и средний бизнес, а огромные транснациональные корпорации. Брендов на полках стоит много, но принадлежат-то они в основном считаным юридическим лицам. И такие динозавры, как Danon, например, или Nestle, могут на равных говорить с крупными розничными сетями. Бык способен побороться с медведем. Но у косули шансов нет.
И это наш случай. Как раз в сфере производства у нас прекрасная конкуренция (каковая давно в такой степени отсутствует уже и на Западе, и на Востоке, к грусти потребителей). Десятки молочных предприятий, мясокомбинатов, кондитерских производств. Есть лидеры, но во многих сегментах и монополизация, и олигополизация, к счастью, отсутствуют. Хотя все сложнее небольшим производителям пробиться на полки большого ретейла. По своим объемам производства малый бизнес совершенно не вписывается в бизнес-схему крупной торговли.
Собственно говоря, если брать пресловутый западный опыт, многие страны там прошли путь через фатальное усиление экономической силы разных трейдеров: оптовых, розничных, «всеядных» и специализированных. В результате сформировался только спекулятивный рынок. С соответствующим уровнем цен. И высокими зарплатами менеджеров торговых компаний, которые нещадно «доят» производителей. Нужен нам такой опыт? Очень сомневаюсь.
Конечно, много говорится про суперсовременные технологии в нашем ретейле. Но на деле они зачастую калькируют импортные практики. Впрочем, дело-то не в технологиях, а в их результативности. Если они действительно такие перспективные и эффективные, то и наценки должны опускаться до самых низких. Но так не всегда происходит.
Та же обрабатывающая промышленность трудится в усиленном режиме, находит рынки сбыта, тянет на себе значительный социальный груз да и в целом вытягивает макроэкономику. А сектор услуг живет спокойно и чувствует себя сыто и богато. По крайней мере, его руководители, учредители и бенефициары.Последних круг достаточно широк, есть подозрение. Исходя из прошлого опыта, сегодняшних реалий, в прошлом году пересмотрели место микробизнеса в нашей экономической модели, шлифанули фискальные, законодательные подходы. Не наступила ли очередь торговой сферы? Возможно, тогда и с инфляцией, и с ценами будет полегче справляться.
volchkov@sb.by