Центр экономической силы несправедливо сместился от промышленности и производителей в сторону торговли

Место под солнцем

А не слишком ли много у нас стало торговли? И не слишком ли значительную экономическую силу она как-то тихо и незаметно за рыночные годы приобрела? Я даже не про конкретные компании, сети и других представителей отрасли (хотя по некоторым не мешало бы пройтись подробно и с пристрастием), а через призму макроэкономики. По статистике, сфера торговли и ремонта автомобилей занимает в ВВП долю почти 10 процентов. А, например, на строительную отрасль приходится около 5. Не слишком ли жирный кусок добавленной стоимости на себя оттянула торговля? Обычная история для ряда развитых стран, но насколько такая «долевка» уживается с нашей социально-экономической моделью и принципами справедливости? Зарплаты некоторых менеджеров в отрасли, на которые обратил внимание Президент, удивили не только рядовых белорусов, но и многих руководителей. 

коллаж любови царюк

Давайте посмотрим беспристрастно: наш ретейл развивался ровненько по международной парадигме. А если без эвфемизмов, по западной модели. В рамках различных дискуссий по развитию торговой отрасли обоснованность тех или иных тезисов постоянно подкреплялась опытом Германии, Чехии, Литвы… Мол, там предельный порог доли, которую занимает одна сеть, может превышать и 30, и 40, и 50, и даже больше процентов. И маркетинговые платежи в том или ином виде торговля с производителей берет. И так далее и тому подобное. Правда, редко рассматривался пресловутый западный опыт с другой стороны: а есть ли эффективность? Не для торговых компаний, а для экономики в целом и для общества в частности? Счастливы ли от этой гегемонии и большой экономической силы ретейла производители и потребители? И ответ очень неоднозначный. Точнее, скажем честно: на сей счет есть полярные исследования. И еще надо разбираться в их репрезентативности, так как нередко в импортных выкладках слишком много лоббистских шумов. Тем не менее многим, общавшимся с иностранными туристами и гостями, знакомо их мнение: мол, у вас в магазинах интереснее и вкуснее. Так как нет монополии. Хотя будем откровенны: лидеры торгового рынка к этому очень стремятся. Однако их порывы сдерживают. И законодательно, и административно, что в целом радует.

Кстати, про Запад. Да, там есть мощные торговые компании, которые могут производителям диктовать свои права. Но в этих же странах и на рынке первую скрипку играет далеко не малый и средний бизнес, а огромные транснациональные корпорации. Брендов на полках стоит много, но принадлежат-то они в основном считаным юридическим лицам. И такие динозавры, как Danon, например, или Nestle, могут на равных говорить с крупными розничными сетями. Бык способен побороться с медведем. Но у косули шансов нет.

И это наш случай. Как раз в сфере производства у нас прекрасная конкуренция (каковая давно в такой степени отсутствует уже и на Западе, и на Востоке, к грусти потребителей). Десятки молочных предприятий, мясокомбинатов, кондитерских производств. Есть лидеры, но во многих сегментах и монополизация, и олигополизация, к счастью, отсутствуют. Хотя все сложнее небольшим производителям пробиться на полки большого ретейла. По своим объемам производства малый бизнес совершенно не вписывается в бизнес-схему крупной торговли. 

Собственно говоря, если брать пресловутый западный опыт, многие страны там прошли путь через фатальное усиление экономической силы разных трейдеров: оптовых, розничных, «всеядных» и специализированных. В результате сформировался только спекулятивный рынок. С соответствующим уровнем цен. И высокими зарплатами менеджеров торговых компаний, которые нещадно «доят» производителей. Нужен нам такой опыт? Очень сомневаюсь. 

Конечно, много говорится про суперсовременные технологии в нашем ретейле. Но на деле они зачастую калькируют импортные практики. Впрочем, дело-то не в технологиях, а в их результативности. Если они действительно такие перспективные и эффективные, то и наценки должны опускаться до самых низких. Но так не всегда происходит. 
Та же обрабатывающая промышленность трудится в усиленном режиме, находит рынки сбыта, тянет на себе значительный социальный груз да и в целом вытягивает макроэкономику. А сектор услуг живет спокойно и чувствует себя сыто и богато. По крайней мере, его руководители, учредители и бенефициары.
Последних круг достаточно широк, есть подозрение. Исходя из прошлого опыта, сегодняшних реалий, в прошлом году пересмотрели место микробизнеса в нашей экономической модели, шлифанули фискальные, законодательные подходы. Не наступила ли очередь торговой сферы? Возможно, тогда и с инфляцией, и с ценами будет полегче справляться.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter