Место под солнцем надо заслужить

О выпускниках творческих вузов

В эти жаркие для начала мая дни во внутреннем дворике БГУ на скамейках сидят молодые юноши и девушки. По неуверенным лицам, громкому нервному смеху сразу понятно — «абитура зеленая»...


Со 2 мая началась регистрация абитуриентов для участия в централизованном тестировании, вот и потянулись на крыльцо учебных заведений выпускники школ. Мотивы у пришедших разные: кто–то идет в тот или иной вуз за компанию, кто–то — повинуясь железной воле родителей, а кто–то старается воплотить мечту детства. Хотя о чем грезят нынешние выпускники? Действительно стать банкиром, моделью, поп–звездой, олигархом? Добиться успеха любой ценой, или это просто навязанные стереотипы? А может, как и все предыдущие поколения, — хотят просто реализоваться на любимом поприще, завести семью, а деньги — придут?..


Пока абитуриенты заняты своими делами, жизнь вокруг идет своим чередом. БГУ в эти дни принимает гостей из России, Польши, Латвии, Литвы, Италии, Дании — участников и членов жюри V Международного форума студенческих хоров «Папараць–кветка».


На другой ступеньке социальной лестницы, забыв абитуриентский мандраж, готовятся выпорхнуть в профессиональную жизнь и выпускники творческих вузов. Их главный тест — впереди. Театральная сцена, зал консерватории, художественная галерея проверят их на творческую состоятельность. Тогда и начнется самое интересное, и все студенческие баталии покажутся цветочками перед лицом новых профессиональных передряг.


Около недели назад довелось побывать на замечательном премьерном спектакле «Амазония» в постановке купаловца Игоря Петрова по пьесе польского драматурга Михала Вальчака. Играл 3–й курс Белорусской государственной академии искусств. Художественный руководитель — народный артист Беларуси Николай Кириченко. Через год его студентам выходить в открытое плавание. И глядя на этих резвых щенят, подумалось: сколько же всего им еще придется вытерпеть, ведя борьбу под солнцем? Как сложится в дальнейшем их судьба? Возьмут ли их наши ведущие театры, если штат в своем большинстве укомплектован? Или так, как и их старшие коллеги, проведут они свою профессиональную зрелость в плацкартном вагоне поезда Брест — Москва? Рассказал ли им Николай Михайлович, сам знающий, что значит сидеть без новой работы, какой–нибудь секрет? А он своих тревог не скрывает. Говорит о том, что с каждым годом выпускникам, и не только театральных, но и всех вузов, становится все сложнее. Но учитель вспоминает себя: когда оканчивал институт, попасть в театр им. Я.Купалы было чрезвычайно сложно! На курс старше учился Александр Денисов, и когда стало известно, что его берут в Купаловский, однокашники смотрели на него как на небожителя и счастливчика.


Я беседовал на тему с разными людьми. Слова Кириченко подтверждает и его коллега режиссер театра им. М.Горького Сергей Ковальчик. Ведь если в труппе освобождается место, это не значит, что его надо обязательно кем–то заполнить. Актеры — не фарфоровые статуэтки на полке. Речь идет об органичном построении коллектива. Не надо дублировать индивидуальности. В горьковском сейчас 25 молодых актеров, а 35 — 40–летних всего два: Анатолий Голуб и Сергей Чекерес. Вот где проблема.


А вот декан театрального факультета Владимир Мищанчук убежден, что, несмотря на все проблемы, молодые актеры сегодня востребованы. И спрос на них есть. Новые кадры в этом году пополнят труппы Купаловского, Драматического театра Белорусской армии, Театра–студии киноактера, РТБД, Молодежного, могилевского драматического и могилевского театра кукол. Присматриваются к выпускникам труппы Гомеля и Бреста. А значит, будут новые премьеры и новые имена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter