Место под солнцем. Искусственным…

В  2006  году  Минздрав  аннулировал  5  лицензий  на  работу  соляриев.  Чего  в  них  стоит  бояться  и  как  себя  вести?

В  2006  году  Минздрав  аннулировал  5  лицензий  на  работу  соляриев.  Чего  в  них  стоит  бояться  и  как  себя  вести?

Если загар не идет к нам, мы сами идем за ним в солярий. Ультрафиолетовые лампы горизонтальных и вертикальных кабин обещают заменить небесное светило и за несколько сеансов превратить нас в мулатов. Но так ли все безоблачно в этой солнечной долине? 

— Добрый день, отделение коммунальной гигиены Советского района. Позвольте взглянуть на солярий, — входим в центр красоты и здоровья «Селин» с Галиной Мартьяновой и начинаем проверку. 

Здесь нас не ждали, но беспокоиться заведующей Радмиле Ромашко нечего: глянец и чистота. Дезинфицирующие средства для обработки поверхностей? Имеются. Очки с ультрафиолетовой защитой? В наличии. Ветошь, салфетки, одноразовые шапочки – здесь тоже порядок… 

— Мы не требуем у своих посетителей справок, но настоятельно рекомендуем ознакомиться с правилами пользования. Ведь заболевания щитовидной железы, сахарный диабет, туберкулез, бронхиальная астма, другие хронические недуги могут проявиться либо, что еще хуже, обостриться после посещения солярия, — говорит Радмила Ромашко. – Также стоит воздержаться от искусственного загара беременным, онкобольным и несовершеннолетним. Злоупотребления чреваты ожогами, обострениями и появлением пигментных пятен. 

Студия загара в торговом центре «Европа». Оператор так и не смогла включить пульт дистанционного управления, который показывает степень выработки ламп. Медосмотр обещала пройти в ближайшее время. Вот только прошла ли? В салоне красоты и здоровья «Натюр» в порядке все: и журнал технического учета, и карточки клиентов, и средства индивидуальной гигиены. Искусственное солнце, видимо, тоже бывает разным… 

— В нашем районе 7 соляриев, и проверять их мы должны не чаще одного раза в год — таково постановление главного государственного врача республики. На деле же выходит гораздо чаще, поскольку они находятся в составе салонов красоты или парикмахерских. Жалоб в последние три года не поступало. Единственный штраф выписан в 2005 году одной из студий загара: здесь должным образом не производилась уборка и отсутствовал специальный инвентарь. Кроме того, оператор-медсестра на тот момент не прошла обязательную флюорографию, — объясняет «Р» Галина Мартьянова, заведующая отделением коммунальной гигиены центра гигиены и эпидемиологии Советского района. – Тревожит другое. Во время рейдов мы руководствуемся общесоюзным стандартом по физиотерапевтическим кабинетам, принятым еще в 1986 году. Да, этот документ четко оговаривает все технические моменты (площадь, вентиляция и т.д.), но не уточняет перечень режимных гигиенических мероприятий. Проще говоря, иной раз исходим из соображений здравого смысла. 

Сколько соляриев в Минске? Есть ли претензии к их работе? Чтобы ответить на простые вопросы, пришлось на день засесть за телефон и обзвонить все районы столицы… Итак, соляриев 97. Плановые проверки проводятся 1—2 раза в год. Вопросы есть: вентиляция, неудовлетворительное качество текущей уборки, ненадлежащий контроль за временем работы ламп и, что удивительно, отсутствие у медработников справок о прохождении флюорографии. Некоторым владельцам это стоило предписаний и штрафов. Одному – постановления о закрытии. Есть и чисто юридические моменты. Если считать, что получение загара в солярии – услуга медицинская, то лицензия Мин­здрава обязательна. Если читать классификатор видов деятельности, выходит, что солярии относятся к услугам бытовым… 

— Начнем с того, что сам по себе термин «солярий» сейчас употребляется неверно. В Древнем Риме и Греции так назывались специальные площадки для принятия солнечных ванн. Предмет нашего разговора – искусственные аппараты ультрафиолетового излучения, известные с середины прошлого века и ныне широко применяемые в физиотерапии. Подмена терминов возникла не случайно: во многих регионах планеты сформировался негативный имидж искусственного загара, – рассуждает Олег Левшуков, заместитель начальника Управления по лицензированию Минздрава Беларуси. – С 1992 года лицензии на этот вид деятельности выдавали исполкомы. Но что получилось… Каждый район варился в собственном соку, единых подходов не было, посему даже подсчитать, сколько их тогда было выдано, сейчас невозможно. Все изменилось в 1996 году, когда функция лицензирования перешла к Мин­здраву. На сей счет специалисты министерства сегодня занимают принципиальную позицию. 

В гигиеническом сертификате любого солярия указаны все противопоказания. Следовательно, это медтехника, грамотно обслуживать которую может только специалист (медсестра с категорией, как минимум). В числе прочих обязательных моментов – договор аренды, заключение санслужбы, помещение площадью более 8 квадратных метров и копия регистрационного удостоверения самого аппарата. Выдать лицензию или нет, решит коллегия Минздрава. 

— Сегодня ее имеют более 200 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всей стране. Контроль за соблюдением лицензионных норм и требований проводится не реже чем раз в два года. О нарушениях можно сказать лишь одно: все они происходят из-за правовой безграмотности владельцев соляриев, — констатирует Олег Левшуков. – Смена адреса без уведомления, самовольная перепланировка и уменьшение заявленной площади, использование незарегистрированных аппаратов и отсутствие в штате специалистов, имеющих медицинское образование. По этим и другим причинам коллегия министерства в 2006 году аннулировала 5 лицензий. Причем одну из них – за нарушение оприходования денежных средств. 

Сведения о недобросовестных «торговцах загаром», а также материалы проверок городские, районные и областные отделы по здравоохранению пересылают в Минздрав со всей республики. Адреса разные — суть одна: около 70 процентов всех замечаний касаются качества ведения учетно-медицинской документации, 20 – квалификации медперсонала. Оставшиеся 10 – нарушения правил ценообразования на услуги солярия. Но это уже совсем другая песня… 

Все перечисленные выше «но» могут лишь косвенно навредить клиенту. Реальную угрозу его здоровью и самочувствию представляют неисправности в кабине солярия, напичканного сложной электроникой и ультрафиолетовыми лампами… 

— Чтобы любой такой аппарат получил свидетельство о государственной регистрации, он обязательно должен пройти техническую экспертизу. Проверим все: от внешнего вида, наличия сколов, пробоин и ржавчины до заземления, напряжения и сопротивления изоляции. Единственное, в чем мы вынуждены пока полагаться на честность производителя, — длина волны и мощность светового потока ламп. Методика испытаний разработана давно, но нет нужных приборов. Закупить их планируется только в следующем году, — рассказывает Леонид Рыдлевский, заместитель директора филиала «Сервисный центр» УП «Белмедтехника». – В месяц мы тестируем два-три солярия. Что примечательно, в Беларусь сейчас везут в основном новые аппараты. Времена «польского бэу» закончились в конце 90-х.  

Солярий – тот же пляж, только в миниатюре: пересидел больше положенного – ожог. Больно, но справедливо. Однако как быть, если после 2—3 минут пребывания под ультрафиолетовым солнцем у вас начинает кружиться голова, а кожа покрывается красными пятнами? 

Помните, что любой дерматолог «снимет» и документально зафиксирует нанесенный вред. Затем следует обратиться в общество по защите прав потребителей, где вам помогут составить исковое заявление. Две минчанки, получившие в 2005 году ожоги спины и живота, поступили именно так. И выиграли суды, доказав, что аппарат был неисправен. Не стесняйтесь бороться за свое место под солнцем! 

------------------------

Мнение  специалиста 

Эдвард Жаврид, первый заместитель директора Научно-исследовательского института онкологии и медицинской радиологии Беларуси по научной работе, доктор медицинских наук, профессор: 

— Мода на загар считается сегодня основной причиной увеличения заболеваемости меланомой. Возможная связь между возрастающей частотой использования солярия и этим заболеванием специально изучалась в нескольких ретроспективных эпидемиологических исследованиях. Некоторые данные позволяют предположить возможность умеренно выраженной позитивной связи между использованием солярия и меланомой. В 2003 году опубликованы результаты исследования, которое продолжалось более 8 лет. В группу испытуемых вошли более 100 тысяч женщин из Норвегии и Швеции. За время наблюдения выявлено 187 случаев меланомы. В результате проведенного анализа установлено увеличение риска возникновения меланомы на 55 процентов среди женщин в возрасте до 39 лет (тем из них, кто пользовался солярием, по крайней мере, раз в месяц в течение года, когда им было 10—19, 20—29 или 30—39 лет). Кроме того, увеличение риска возникновения меланомы наблюдалось у всех возрастных групп. 

Еще один повод для беспокойства – возраст посетителей соляриев. В Швеции, например, посещение студий загара популярно среди подростков 14—17 лет. Опрос, проведенный в школах Англии, показал: 7 процентов детей в возрасте 8—11 лет также посещают солярий. Этот же феномен наблюдается и в Австралии – стране, где естественный уровень солнечной активности и без того довольно высок. К сожалению, минимальный возраст клиента солярия не установлен в большинстве стран. И это при том, что детство и юность – периоды наибольшей биологической уязвимости к УФ-излучению.              

------------------------

Компетентно

Анна Волотовская, заведующая кафедрой физиотерапии и курортологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, кандидат медицинских наук, доцент: 

— Ультрафиолетовое излучение — важнейший фактор окружающей среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности человека. Наиболее выраженное действие оно оказывает на кожу, стимулируя образование пигмента меланина. Кроме этого, УФ-лучи активно влияют на обменные процессы, кроветворение, адаптационные реакции, иммунную систему, состояние многих внутренних органов, что лежит в основе их успешного применения с лечебными и профилактическими целями. Ультрафиолетовые облучения (в том числе в соляриях) требуют тщательного дозирования с учетом показаний и противопоказаний к использованию метода, поскольку наряду с полезным могут оказывать и  повреждающее действие, вызывать старение кожи, косметические дефекты и т.д. Именно поэтому процедуры облучений в солярии отнесены к медицинским услугам. Только медицинский работник солярия сможет выявить наличие новообразований, склонность к кровотечениям, повышенную чувствительность к ультрафиолету, ряд тяжелых заболеваний внутренних органов, нервной и эндокринной систем, прием лекарственных препаратов, обладающих фотосенсибилизирующим действием. Здоровые люди и те, кто  применяет УФ-облучение в косметических целях, также должны учитывать определенные состояния, при которых воздействие УФ-лучей не показано или даже противопоказано: наличие на теле или лице большого числа пигментных пятен, веснушек, родимых пятен, папиллом, гемангиом, сухая и шелушащаяся кожа, избыточное оволосение, быстро обгорающая на солнце кожа, невозможность получить загар. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter