Стоит ли воодить права на вождение велосипедами?

Место на тротуаре

Разные взгляды на неоднозначную инициативу о вводе удостоверений на право управления... велосипедами
На днях велосипедисты России вздрогнули от тревожного звонка: депутат законодательного собрания Санкт–Петербурга Виталий Милонов предложил МВД ввести удостоверения на право управления велосипедами и обязать их владельцев сдавать экзамены на знание ПДД. «Популярность велосипедов растет с каждым годом. Но многие велосипедисты элементарно не знают правил, тем самым создают опасность для себя и других участников движения», — заявил депутат.

Вполне предсказуемо выступление политика, известного своими экстравагантными заявлениями, задело за живое не только велосипедистов. И не только в России. Ведь и у нас «двухколесная» тема вошла в число злободневных, особенно для горожан.


Стоит ли решать проблему столь радикальным образом? Необходимо ли и белорусским законодателям брать на вооружение «рецепт» Милонова? Именно об этом сегодня спорят ведущие нашей полемической рубрики. Пешеходы и велосипедисты, объединяйтесь в разделе «Спор–площадка» интернет–портала www.sb.by! Надеемся, дискуссия среди читателей обойдется без грубых «наездов»...

Прут как танки


Недавно стал очевидцем того, как велосипедист и скейтбордист выясняли, кто из них круче. Обладатель двухколесного коня утверждал, что привилегий больше у него, потому как байк габаритнее скейта. Владелец роликовой доски гнул свое: у всех, дескать, равные права, извини–подвинься. Самое примечательное, что нервный обмен репликами происходил... в троллейбусе. Ни один из спорщиков при всем том даже не вспомнил о комфорте других пассажиров, которые опасливо прижимались к окнам...

То есть понимаешь, Роман, до чего уже дошло? Велосипедисты вытесняют «безлошадных» людей не только с тротуаров, но уже и из общественного транспорта! Не только правила дорожного движения массово нарушают, но и против пассажиропотока, извини за канцеляризм, плывут и плюют.

Наглость — второе счастье. Однако хамы, которых, по моим наблюдениям, предостаточно и среди поклонников «экологически чистого транспорта», вполне могут спасовать перед решительными мерами. Вообще, давно наблюдаю за законодательными инициативами Виталия Милонова. Что бы ни говорили об их экстравагантности, многие вполне по делу. Питерский политик известен выступлениями против пропаганды наркотиков, гомосексуализма, абортов. Автор законопроекта о размещении в Санкт–Петербурге площадок для выгула собак. Инициатор отмены школьных занятий по субботам. Прищучивает ушлых рекламодателей и торговцев. Объявил войну педофилам. Конечно, во многом с Виталием Валентиновичем можно и нужно спорить, нередко его заносит. Но, думаю, как раз таких вот шумных, бескомпромиссных, поднимающих самые острые проблемы депутатов не хватает нашим местным Советам. Да и в Палате представителей такие «возмутители спокойствия», уверен, тоже нужны.

Заметь: представитель санкт–петербургского законодательного собрания не сотрясает воздух, что свойственно популистам и демагогам, а призывает в союзники логику и здравый смысл. Во–первых, как полагает В.Милонов, запрет для велосипедистов на езду без сдачи экзаменов должен распространяться лишь на города–миллионники, поскольку «в более мелких населенных пунктах нет такого напряженного движения». Во–вторых, депутат напомнил, что в 2013 году в России были введены права категории М для управления мопедами и скутерами: «Этому предшествовала большая озабоченность в обществе многочисленными авариями с участием этих транспортных средств, управление которыми не было регламентировано и (было) доступно даже несовершеннолетним, как и управление велосипедами».

Здесь напрашиваются белорусские параллели. Еще в феврале 2011 года в Беларуси были введены права для владельцев мопедов, легких мотоциклов, скутеров, велосипедов с подвесным двигателем, мокиков и т.д. Почему бы нашим законодателям не пойти дальше — по пути аттестации обладателей великов?

Вообще, это феномен! Из когорты якобы угнетенных велосипедисты за считанные годы превратились в весьма влиятельную корпорацию. Сообщества педалекрутящих, отстаивая права, прут как танки. Пешеходы им уже мешают! Приведу пример реакции одного из велоэгоистов на новость об уличном конфликте. Прошлым летом едва не пострадали дети, в которых лишь чудом в центре Минска не врезался мчащийся байк, но на интернет–форуме раздался вопль: «Если велосипедист считал себя правым, то, видимо, неспроста. Обиженные нам тут рассказывают, как их детки мирно шли за ручку, а на деле сто процентов бегали по тротуару. Сейчас они с одной стороны, через секунду уже прыгают под велосипед на другой стороне тротуара, даже не смотря вокруг».

Получается, нашим малышам из–за обилия двухколесных «болидов» уже даже на улицах родного города не попрыгать? Может, нам пора искать окопчики, чтобы вовремя туда запрыгнуть перед крутым маунтинбайком? Причем мои опасения основаны на личных наблюдениях. Буквально вчера, широким проспектом Независимости шагая, невооруженным глазом заметил, что многие юноши и девушки даже не удосуживаются крутить педали по велодорожке. Чуть ли не в лобовую атаку несутся, прямо из–за спин выныривают, хотя о просторах сталинской застройки Минска по всему свету легенды ходят! Не торопятся спешиваться спортивного вида молодые люди и на пешеходных переходах.

Кстати, о спорте. Велосипедисты в ответ на претензии любят прикрываться своей приверженностью здоровому образу жизни. И тут они правы: байк — отличный тренажер. Но откуда взялась тяга тащить его на оживленную улицу? Атлеты же не тянут на проспект гири и штанги. Никто не растягивает в толпе эспандер. Или представь боксера, который спутал прохожего с грушей и объясняет патрулю: «Не пью, не курю, тренируюсь. Стремлюсь к пьедесталу». Нонсенс, правда? А вот от апологетов тротуарных велогонок нечто подобное мы слышим постоянно.

Хотя я все же оптимист. Велосипед ведь не столько средство передвижения, сколько мода. А клин клином вышибают. Очень радостно наблюдать за ширящимся движением любителей уличного бега. Уже бегу к компьютеру писать на форумах молодых марафонцев: «Респект и уважуха!» Особенно за то, что бегущий человек и пешеходу не помеха, и ребятам всем пример.

spetsnaz@sb.by

В защиту бесправных


На все твои доводы, Андрей, я скажу одно: нет у нас в стране более забитой, более угнетенной части общества, чем велосипедисты. В этом смысле с ними могут поспорить разве что курильщики, о чем мы с тобой на прошлой неделе говорили. Разница в том, что владельцы двухколесного транспорта совсем уж безвредны: их аппараты не загрязняют воздух, они сами ведут здоровый образ жизни и не загромождают улицы автомобилями. Хотя могли бы: шестеро знакомых, которые ездят на работу на велосипедах, являются автовладельцами. Но выгоняют машины с парковок только по выходным — на дачу, на рыбалку, к ребенку в пионерлагерь. Только за это, казалось бы, им стоит благодарно пожать руку. Ан нет. Третируют их не меньше, чем тунеядцев или пьяниц. На моих глазах было два типичных случая.

На улице Пономаренко в Минске водитель троллейбуса обогнал велосипедиста, мирно двигавшегося по проезжей части улицы, в метре от обочины. Не поленился остановиться, открыл переднюю дверь и, когда спортсмен поравнялся с этой дверью, размашисто пнул его ногой, отчего владелец велика рухнул на газон. Весь троллейбус ахнул, а его водитель невозмутимо вернулся за руль и продолжил движение.

На улице Кирова машина ГАИ медленно ехала за таким же велоездоком, а из ее громкоговорителей неслось: «Вернитесь на тротуар, движение по проезжей части запрещено!»

Ты понял, в чем дело? В отличие от России нашим велосипедистам действительно запрещено двигаться по проезжей части любой улицы. Можно только в том случае, если нет обозначенной велодорожки или тротуара. Но много ли ты видел у нас улиц без тротуаров? Будь добр и честен: ругайся не на двухколесных лихачей, лавирующих между прохожими и колясками... А на Правила дорожного движения, которые вынуждают их так поступать. Велосипедистов просто выдавили на тротуары. Этим объясняется агрессия вышеупомянутого водителя троллейбуса и принципиальность инспекторов ГАИ. У нас, получается, создали комфорт для автомобилистов, но в то же время — дискомфорт для пешеходов, которых с ветерком объезжают владельцы великов. И при этом рискуют врезаться в тебя с коляской или в меня с дочкой. Но можно ли осуждать их за такое вынужденное лихачество?

Теперь вот придумали сдачу на права для велосипедистов. Можно, я буду резок? Господину Милонову, которого за его инициативы вполне серьезные ресурсы называют «малахольным», не помешало бы самому сдать на депутатские права. Просто чтобы иметь возможность вещать с трибун Госдумы. А то я начинаю сомневаться в его адекватности.

Тут вот какая беда, Андрей. Законодатель без разумного окорота — страшный человек. Он ищет, что бы упорядочить и подчинить бюрократической процедуре. Я счастлив, что упомянутые тобой наши члены Палаты представителей — не такие. От них не исходило сомнительных инициатив, и слава богу. Ибо были нехорошие примеры.

Однажды мне пришлось даже судиться с конторой, которая придумала своеобразные права для владельцев газового оружия. Мол, пусть все граждане, которые хотят приобрести револьвер, проходят соответствующие курсы, сдают зачеты и — главное! — платят за возможность приобретения средства самозащиты, которая и без того прописана в Законе «Об оружии». Любой продавец мог за пять минут объяснить эти правила даже самому тупому покупателю. Стоит признать, что инициаторы той сомнительной затеи вовремя одумались и отозвали из суда свое заявление. Сегодня мы наблюдаем реинкарнацию этой идеи.

Андрей, давай введем экзамен на право пользования стиральной машиной. Она даже сложнее, чем велосипед. Чтобы никто не постирал там кота, например. Или не залил соседей. Пусть домохозяйки платят за право подойти к своему стиральному агрегату. А взять скороварки? Мини–пекарни? Миксеры, в конце концов? Тут вообще угроза на опасности и риском погоняет. Также можно заставить людей сертифицировать кухонные ножи. Обоснование есть — каждое третье бытовое убийство происходит с их помощью. Про плотницкие топоры и столярные зубила уж молчу...

Понимаешь, до чего можно дойти, начав с велосипедов? Если поддержать эту затею. Следующим шагом станут поправки в ПДД для пешеходов. Больше трех не собираться, ходить только по правой стороне тротуара, ослушавшихся нещадно штрафовать... Народ потешается: «Отличная идея, пусть еще мамаши с колясками на права сдадут и пройдут обязательный техосмотр своих транспортных средств!» Короче, никто тебе спасибо за это не скажет. Но я бы поблагодарил человека, который бы ввел культуру движения отдельным предметом в школах. Без карательных мер, спокойно и сосредоточенно вкладывал бы в детские головы аксиомы, способные спасти наших школьников и от шальных велосипедистов, и от опасных трюков на тротуарах. Хорошо бы с показательными, наглядными занятиями. Это гораздо полезнее, на мой взгляд, чем заставлять гигантскую армию велосипедистов сдавать на права. ГАИ и без того вздохнуть не может от тьмы желающих стать водителями...

rud@sb.bу

Советская Белоруссия № 111 (24741). Суббота, 13 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter