Выпускные экзамены за курс средней школы могут заменить тестом

Место ли тесту

Выпускные экзамены за курс средней школы у нас могут заменить комплексным общеобразовательным тестом. Такое предложение прозвучало на пленарном заседании Республиканского педагогического совета. Предполагается, что нововведение решит проблему с несоответствием между средним баллом аттестата и результатом ЦТ. Но стоит ли менять и усложнять то, что устоялось за многие десятилетия и неплохо работает?

Фото БЕЛТА

Достаточно испытаний

Андрей Григорьев, репетитор, педагог, преподаватель иностранного языка


Информация о новом общенациональном экзамене не стала для меня новостью. Несколько месяцев назад на заседании Общественного совета при Министерстве образования, в котором я состою, министр впервые озвучил планы по переменам, среди которых был и этот. Насколько я помню, большинство членов совета высказались против этого нововведения и я не исключение.

В настоящее время у нас и без этого достаточно всевозможных экзаменов и тестов. Их не просто много, а чрезмерно много. Экзамены для поступления в гимназии, экзамены за девятый класс, экзамены за одиннадцатый класс, централизованное тестирование, собеседования для поступления в некоторые вузы. Я уже не говорю о бесконечных промежуточных контрольных, тестах и всякого рода срезах проверки знаний. Нужно понимать, что любой экзамен, любой тест или контрольная — стресс для ребенка. Да и не только для ребенка. Возьмите любого взрослого, к примеру, сдающего экзамен по вождению. Многие ли справляются с первого раза? Но если у взрослого есть шанс на пересдачу, то у детей его нет. Попытка зачастую единственная и исправлению не подлежит. Можно представить, какую психологическую нагрузку испытывают школьники.

Второй вопрос — целесообразность различных проверок. После 11-го класса учащиеся сдают экзамены. Затем через незначительный промежуток времени, буквально в считаные дни, — централизованное тестирование. Возникает логический вопрос: этого недостаточно? Какие такие знания остались еще не проверенными? Если это связано с переходом на всеобщее среднее образование, то разговор необходимо начинать с объяснений. Что такое переход на всеобщее среднее образование? Это означает, что все ученики должны будут обязательно закончить 11 классов, а не 9, как происходит сейчас. В таком случае, видимо, предполагается, что экзамены за 9-й будут отменены за ненадобностью и будет введен общенациональный экзамен после 11-го класса. Но, опять же, с какой целью? Вывод напрашивается сам собой: отменить либо выпускные экзамены, либо ЦТ. Второе видится совершенным безумием, а первое — напрасной тратой времени, если не будут предприняты шаги по улучшению существующей системы.  

Третье — технический вопрос. Предлагается, что общенациональный экзамен нужно будет сдавать “чужим” преподавателям. Было бы интересно узнать, каким образом это будет организовано. Преподавателей станут возить по стране из одного населенного пункта в другой? Сомнительная трата государственных средств. Экзамены занимают довольно продолжительное время. По всей видимости, во многих случаях это будет означать ночевку в месте экзамена и питание. Если в Минске, областных и районных городах это можно более-менее решить путем “ротации кадров”, то что делать с небольшими городками, городскими поселками, деревнями? Кто будет оплачивать расходы? И главное, для чего все это? То есть вырастает целая “египетская пирамида” из вопросов без ответов.

С моей точки зрения, уж если и вводить какие-то перемены, то необходимо сделать следующий шаг: вообще отстранить преподавателей от участия в системе государственного экзаменационного контроля. После 9-го класса ввести экзамены по образцу централизованного тестирования. Это первое. Второе — принимать в 10—11-й классы только тех, у кого общий балл аттестата не ниже 7. Третье — посвятить 10—11-е классы подготовке к ЦТ по 3—4 предметам, одновременно отменив выпускные экзамены. Это привело бы систему образования в логический, понятный всем порядок и устранило бы все никому не нужные “телодвижения”, сделав систему прозрачной и напрочь лишенной возможности подтасовки или искажения реальной картины знаний.  

Субъективизма не будет

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, науке и культуре Палаты представителей Национального собрания


Почему возникла идея с введением комплексного общеобразовательного теста? Дело в том, что при поступлении абитуриентов учитывается средний балл аттестата. И мы часто сталкиваемся с тем, что оценки в аттестате и результаты централизованного тестирования не совпадают. Значит, должна быть какая-то корректировка. Предполагается, что благодаря общеобразовательному тесту, где будут присутствовать анонимность и контроль, как на ЦТ, мы получим более объективную оценку, а заодно уменьшим желание некоторых преподавателей “улучшать” итоговые оценки за год. К сожалению, и субъективизм, и коррупция в средней школе имеют место.

Бывает, у ребенка средний балл за год 9,5, а вот результаты тестов говорят о совсем ином уровне его знаний. А бывает и по-другому. К примеру, у меня есть замечательный студент, сейчас учится в магистратуре. В Могилеве у него была хорошая школа и очень требовательные учителя, поэтому оценки в аттестате были не слишком высокими. Но централизованное тестирование он сдал очень хорошо — значит, в школе его оценили не совсем объективно. Конечно, можно долго рассуждать, что результаты тестирования и годовые оценки — это не одно и то же. Но смысл не в этом. Выпускной экзамен, будь то диктант или общеобразовательный тест, должен выполнять одну задачу — отражать реальный уровень подготовки выпускника базовой или средней школы.

У нас должна быть возможность сопоставить, насколько объективны или субъективны были школьные учителя. На перспективу было бы правильно, чтобы к педагогам, замеченным в “шалостях” с оценками, применялось дисциплинарное воздействие. Можно премии лишить или категорию отобрать. Но это, конечно, крайние меры.

Введение комплексного общеобразовательного теста — это еще одна попытка сделать максимально справедливой систему среднего образования. Конечно, нужно хорошо продумать все шаги в этом направлении. Понимаю, что тест — не живое общение. И уровень знаний по некоторым предметам только с помощью “а”, “б”, “в”, “г”, “д” (лично мое мнение) проверить невозможно. В математике эта схема работает отлично. А вот в гуманитарном блоке — вряд ли. Как, например, с помощью теста по иностранному языку проверить навыки разговорной речи ученика? Необходимо включать аудирование или какие-то другие задания. Или как тест по языку или литературе покажет способность школьника писать сочинения? Поэтому необходимо так составить задания, чтобы ребята могли продемонстрировать способности в полной мере. На мой взгляд, это возможно. Если посмотреть на структуру таких модных тестов, как PISA, мы увидим, что они учитывают не только знание дат и фактов, но и умение рассуждать и анализировать.

Не понимаю, почему многие так испугались новости о предполагаемых переменах в системе выпускных экзаменов. На пленарном заседании Республиканского педсовета говорилось: никто через колено ломать ничего не будет. Революции завтра не предвидится. Об изменениях общественность будут предупреждать загодя. Более того, общественность будет принимать участие в обсуждении изменений. Мы должны все спокойно проанализировать и прийти к продукту коллективного творчества, чтобы у нас был консенсус между преподавателями, родителями, учениками. Если мы собираемся переходить к новому, должен быть этап апробации ноу-хау. Может, стоит провести эксперимент на базе какого-нибудь учреждения среднего образования, чтобы он показал, как и что работает.

Считаю, чем меньше модернистских решений, тем лучше. Мне вообще слово “реформа” не нравится — мне нравится “развитие”. И оно должно быть в любой системе. У нас нормальное образование. Высокий уровень преподавания, энциклопедизм, системность — это все у нас есть. Но ведь всегда хочется быть еще лучше.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter