Место, где «разводят» предпринимателей

Крупный бизнес не заинтересован в развитии деловых инкубаторов

Крупный бизнес не заинтересован в развитии в Беларуси деловых инкубаторов

Для большинства слово «инкубатор» ассоциируется исключительно с устройством для выведения цыплят. Оказывается, в «тепличных» условиях выращивать можно не только живность или овощи, но и предпринимателей. Мировая практика свидетельствует: бизнес-инкубаторы снижают риски гибели малого бизнеса в первый год существования примерно на 30 %. Впрочем, в Беларуси структуры, специализирующиеся на помощи начинающим предпринимателям, пока работают по своим законам, несколько отличным от мирового опыта.

В Минэкономики подсчитали: в стране в настоящий момент действуют 50 центров поддержки предпринимательства. В основном предлагают информационные и консалтинговые услуги и помощь в подготовке бизнес-планов, проведении маркетинговых исследований, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства. При этом в Минэкономики подчеркивают: услуги центров поддержки нельзя назвать невостребованными. Только за первые шесть месяцев нынешнего года ими воспользовались почти 35 тыс. человек. «Из общего количества клиентов центров в указанном периоде начинающие и работающие свыше 1 года предприниматели составили 20,7 тыс. человек, или 60,1 % от общего количества клиентов центров, безработные – 920 человек, или 2,6 %, студенты – 5,9 тыс. человек, или 17,3 %, другие категории граждан – 6,8 тыс. человек, или 20 %», — поясняют в Департаменте по развитию предпринимательства. Деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, была связана с розничной торговлей – 9997 человек (29 %), осуществлением производственной деятельности – 5312 человек (15,4 %), оказанием услуг – 3891 человек (11,2 %), оптовой торговлей – 2329 человек (6,7 %), строительством – 3545 человек (10,2 %), оказанием транспортных услуг – 1411 человек (4 %). Получали помощь и лица, не имеющие отношения к предпринимательству, но желающие открыть бизнес – таковых было 7986 человек (23,5 %).

«Не стоит путать центры поддержки предпринимателей с бизнес-инкубаторами, — поясняет председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — Фактически бизнес-инкубирование – это более широкое понятие, не просто административная помощь, а создание для предпринимателей целого комплекса вспомогательных услуг, начиная от практической помощи в вопросах менеджмента и доступа к финансированию до обеспечения бизнеса офисными площадями и оборудованием». Инкубаторы «взращивают» новые фирмы, помогая им выжить в начальный период существования, в то время, когда они наиболее уязвимы. Их основная роль – способствовать созданию здоровых предприятий, которые впоследствии будут создавать рабочие места, укреплять экономику. Кроме того, администрации инкубаторов оказывают предприятиям целый спектр услуг: секретарских, бухгалтерских, юридических, консалтинговых, а также в ряде случаев помогают в получении кредита на развитие дела и выходе на местный рынок. Все это значительно увеличивает шансы на выживание и уменьшает затраты на создание и организацию деятельности предприятия.

По словам Виктора Маргелова, под понятие «инкубатор» в нашей стране худо-бедно подпадают только 7 организаций. Да и то это далеко не полноформатный перечень услуг, помогающих развить малый бизнес, а, скорее, просто аренда на условиях чуть более выгодных, чем в среднем по рынку. «Недавно на заседании Совета по развитию предпринимательства обсуждался вопрос создания на базе СЭЗ «Минск» бизнес-инкубатора для представителей МСБ, и я с большим удивлением узнал, что крупный бизнес выступает категорически против появления у нас подобных структур. По мнению предпринимателей, начинающий бизнес следует поощрять и поддерживать преференциями иного толка – создавать льготные налоговые режимы, предоставлять на выгодных условиях земельные участки для застройки, обеспечивать выгодные банковские займы», — комментирует Виктор Маргелов.

«В Беларуси с бизнес-инкубаторами дела обстоят двояко – и хорошо, и плохо, — уверен председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. – С одной стороны, хорошо, что подобные структуры хотя бы появились. С другой, к сожалению, в нашей стране инкубаторы – это не совсем прозрачные структуры, которые нередко под видом помощи малому бизнесу пытаются решать свои личные вопросы, в частности, выбивают льготный режим арендной платы и другие преференции».

Председатель правления бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Георгий Бадей защищает структуры по поддержке бизнесменов, отмечая, что нынешний уровень таковых структур полностью соответствует условиям Беларуси. «В нашей стране абсолютное большинство бизнес-инкубаторов – это коммерческие организации, которые работают преимущественно без государственной поддержки. Отсюда вытекают все сложности их существования, ведь никаких послаблений по налогам, никаких комфортных режимов для них не предусмотрено», — поясняет он. При этом Георгий Бадей отмечает, что во многих развитых государствах инкубаторы работают под «крылом» госпрограмм, посредством которых им обеспечивается не только льготный режим налогообложения, но и обеспечение финансирования на выгодных условиях.

В западных странах при инкубаторе обычно существует муниципальный фонд, из которого кредитуется малый бизнес. В Беларуси же сторонние наблюдатели пока склонны видеть в подобных структурах только офисный или производственный центр, в котором на выгодных для себя условиях получает в аренду площади малый бизнес. Однако суть вовсе не в льготных условиях аренды, а в том, чтобы интересный проект получил полный комплекс услуг, включая юридические, консультационные, финансовые, и смог бы из «набросков» на бумаге превратиться в реально работающее прибыльное предприятие. Подобных проектов на сегодня в Беларуси раз-два и обчелся. Среди «правильных» называют инкубаторы малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО», работающий в поселке Колодищи, неподалеку от белорусской столицы, и первый в Беларуси молодежный бизнес-инкубатор, созданный на базе Минского КУП «Молодежная социальная служба».

------------------------------------------

История вопроса: От общественного — к частному

Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 1959 году в США. Идея оказалась очень плодотворной и получила широкое распространение. Сегодня в мире насчитывается порядка 3950 бизнес-инкубаторов, но самое большое их число в Штатах: по разным оценкам — от 850 до 1100. Изначально они создавались как некоммерческие структуры, поддерживаемые местными администрациями, исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Преобладающим фактором, влияющим на решение об открытии бизнес-инкубатора, на протяжении достаточно долгого времени было именно состояние экономики региона. Во многих случаях они организовывались с целью увеличения «социального капитала», стимулирования предпринимательства, заполнения пустующих площадей, предотвращения оттока трудовых ресурсов, в первую очередь квалифицированных. Однако вскоре выяснилось, что «инкубирование» приносит не только прямые выгоды. Наряду с тем, что способствуют прямому увеличению занятости, доходов населения, расширению базы налогообложения, притоку инвестиций, инкубаторы создают недостающие компоненты инфраструктуры, стимулируют создание дополнительных рабочих мест.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter