Местные симптомы

Политическая система Беларуси формируется на трех этапах.
Политическая система Беларуси формируется на трех этапах. Схематично это выглядит так. На первом проводятся выборы в местные органы власти, в их ходе избираются депутаты, которые соответственно должны руководствоваться повседневными заботами белорусских граждан. На втором этапе формируются законодательные органы власти нашего государства. И, наконец, на заключительной стадии путем всенародного голосования страна избирает своего Президента. В марте 2003 года, как известно, в Беларуси проходили выборы в местные органы власти. Выборы, подбросившие немало задачек серьезным аналитикам. Институт социально-политических исследований при Администрации Президента (ИСПИ) подготовил научное издание, в котором всесторонне были проанализированы итоги и уроки политической кампании весны этого года.

Итак, констатация. Избирательная кампания по выборам в местные органы власти в 2003 году принципиально отличалась от предыдущих, и, на что следует обратить особое внимание, отличалась она и от аналогичных выборов в 1999 году. Если 4 года назад в нашей стране формировалось по стране 1.694 Совета и для этого было создано 24.566 избирательных округов, то в 2003 году количество как одних, так и других сократилось. С точки зрения теории политического процесса, данная тенденция должна была привести к тому, что уменьшение числа мандатов увеличит число претендентов на каждый из них. Однако в Беларуси этого не произошло. Иными словами, в целом по стране как претендовал ранее один кандидат на одно место в местном Совете, так оно и осталось. В связи с этим авторы (Е.Дмитриев, Н.Лазовик, М.Хурс) подготовленного ИСПИ научного издания отмечают: "Фактическая консервация индекса конкуренции на протяжении двух избирательных кампаний в местные Советы позволяет предположить, что мажоритарная избирательная система исчерпала свой потенциал и назрела необходимость перехода в стране к смешанной избирательной системе с одновременным реформированием содержания и форм местного управления и самоуправления". Правда, наряду с этим эксперты добавляют: "Хотя переход этот во многом будет зависеть от темпов и характера развития в республике партийных структур, их внятного социального и идеологического позиционирования".

Весенние выборы в местные органы власти обнажили и еще одну весьма тревожную тенденцию. Речь идет уже непосредственно о самих народных избранниках. "Парадоксально, но в Минске, - продолжают сотрудники ИСПИ, - где сосредоточены все крупнейшие высшие учебные заведения страны и огромное число молодежи в промышленно-производственном секторе экономики, в городской Совет не избрано ни одного депутата в возрасте до 30 лет. Это крайне негативный симптом, который свидетельствует, на наш взгляд, не о низкой политической активности молодежи, как утверждают некоторые политики и СМИ, а об отношении электората нового избирательного цикла к местным Советам как органам представительной власти". Таким образом, аналитики приводят еще один довод в пользу необходимости реформирования системы местного управления и самоуправления.

Разумеется, не последнее место в контексте рассматриваемой проблемы занимает вопрос отношения самих людей к проводимым выборам в местные органы власти. Как подчеркивают авторы научного труда "Выборы-2003: социологический анализ", "доминирующим типом поведения электората в избирательной кампании 2003 года стала экспрессивная модель электорального поведения, когда решение о поддержке того или иного кандидата в депутаты местного Совета принималось белорусскими избирателями накануне или в день голосования непосредственно на избирательном участке".

Что ж, позволю себе маленькое резюме. С претензией на наукообразность. Очевидно, что изданный ИСПИ аналитический труд указывает на необходимость решения вышеназванных проблем, существующих в политическом процессе Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter