Местечковое время.Что за большие надежды лелеют наши малые города.

Русский Суздаль стал туристическим центром полвека назад, однако туризмом в те времена особо никто не занимался. Какие туристы, если советский человек днем работал, вечером отдыхал от работы, а на выходных и в отпуске был занят не решенными в остальное время личными и семейными проблемами?!

Русский Суздаль стал туристическим центром полвека назад, однако туризмом в те времена особо никто не занимался. Какие туристы, если советский человек днем работал, вечером отдыхал от работы, а на выходных и в отпуске был занят не решенными в остальное время личными и семейными проблемами?! Но в 1965 году в провинциальном, пыльном Суздале побывал банкир Ротшильд и намекнул кому-то в московских верхах, что, если ему отдадут старинный городок на откуп, он сделает из него золотую жилу. Власти, конечно, город буржую не продали, а идеей воспользовались сами. Так начиналась история Золотого кольца России — необычного туристического маршрута. А вот, например, в нашем Слониме уже много лет пустует старинная синагога. Но даже богатые израильтяне не готовы по этому поводу инвестировать в местную туристическую инфраструктуру деньги. А почему?

Трудности перевода

Однозначного ответа на поставленный выше вопрос местные власти пока не дают. Все потому, что сами ищут объяснение и его не находят. Хотя в Слониме уже довольно много сделано для того, чтобы здесь было уютно гостю из другого города и иной страны. “Сказочный” исторический центр с прекрасными храмами и старинными домиками в наличии, причем все здания или уже отреставрированы, или, как говорят, в процессе. Есть в городе один из богатейших в стране музеев. По соседству — Жировичи, славящиеся монастырем с главнейшей святыней страны и вообще Европы — чудотворной иконой Божией Матери.
Гостиничный фонд скромный, но достойный. Местный отель “Щара” в отличие от многих своих собратьев в прочих райцентрах может гордиться тем, что здесь всегда есть горячая вода, комнаты в стужу не продуваются, а в ресторане — отменная и весьма дешевая еда.
Однако при этом в том же ресторане как-то наблюдал курьезный случай. Приехали иностранные гости, а меню на английском языке не нашли. Мелочь, казалось бы. А ведь кушать хочется! Голодный турист — недовольный турист. Нам такие нужны? Нет. Нужно делать выводы.

Быт или не быт?

Если окинуть взглядом историю последних двух десятилетий, то нужно сказать, что наши малые города, или, как их называют в народе, местечки, не бедствуют, выкручиваются, находят средства на развитие.
Полоцк и Туров, Новогрудок, Несвиж, Орша, Пинск, Заславль, Мстиславль, Мир, Каменец, Поставы, Шклов и многие другие места после реконструкции к Дням белорусской письменности, к “Дажынкам” выглядят сегодня весьма привлекательно.
Вообще малым называют город с населением менее 20 тысяч человек. Из 213 городов страны 173 — малые. Некоторые из них, как Туров, в прошлом были более известны, чем нынешние крупные и знаменитые Светлогорск или Солигорск. В 42 местечках сохранились памятники национального значения — такова официальная статистика. Глубокое, Дятлово, Слоним, Щучин, Заславль, Быхов — здесь на самом деле есть на что посмотреть.
Естественно, государство пытается создать привлекательный облик местечек — и это уже хорошо. Однако вдохнуть жизнь в малые города только с помощью административного ресурса невозможно. Скорее всего, в этом проблема того же Слонима, где нужно решать насущные проблемы, такие как развитие производства, своевременная выплата зарплат и т.п.
С другой стороны, трудно развивать туризм, если в администрациях городов не всегда отыщется хотя бы один понимающий специфику туристического дела человек. Еще в советские годы ученый Адам Мальдис предлагал властям родного Островца организовать в местечке фестиваль городов, появившихся на островах, пригласить представителей этих селений со всего Союза и стран соцлагеря. Мальдиса просто не поняли, а отговорка нашлась та, что на все времена: “Нет денег”.

Как Раков зимует

Полтора миллиона туристов посещают Суздаль каждый год. Цифра эта уникальная для России, непостижимая. Даже для нашего славного града Полоцка, где есть и древний монастырь со святынями всемирного значения, и кафе (не одно), и гостиница, и центр Европы обнаружен! Вот только завлекать туристов миллионами мы еще не научились.
И все-таки маршруты в глубинку работают и приносят прибыль, хотя и не сумасшедшую. А деньги скромные почему? Потому что маршруты редко проходят хотя бы с одной ночевкой. Поэтому и туристическими зваться не могут, а именуются скромно — экскурсионными. Туризм — это остановка на длительное время в некой точке. Но никто не заставит ни меня, ни вас более чем на несколько часов задержаться в том или ином месте, если там нет нормального сервиса, а архитектурные и природные достопримечательности не наполнены анимацией — клоунами, рыцарями, фейерверками и т.п.
Иное дело в Ракове. Здесь зарождается новая туристическая база. Давно работает “народный” музей известного художника Феликса Янушкевича. Но этого было мало для массового потока туристов. Новый импульс развитию деревни (местечком Раков был до Второй мировой войны) придаст строительство здесь... замка! Будут проводиться рыцарские турниры. И не раз в год, а регулярно, по расписанию — такого нет нигде. А на подобную “анимацию” есть постоянный спрос. Поэтому добро на большое дело дал Минский облисполком. Причем инициатива пришла снизу — от экскурсовода Александра Варикиша, который уже известен тем, что поднял на республиканский уровень некогда захудалую деревню Бенюны в Ошмянском районе. Как? Просто: восстановил заброшенный панский дом и оборудовал его всяческими диковинками, взятыми... из романов Короткевича. Получился “черный замок” со средневековыми тайнами. Нечто похожее будет и в Ракове.

Первый в Мире

Многие малые города расположены на территориях природных заказников или вблизи них, на территориях национальных парков (Браслав, Видзы, Друя — Браславский национальный парк, Мядель, Свирь, Кривичи — Нарочанский национальный парк, да и исторических памятников здесь хватает. Опытные бизнесмены уже присматриваются к этим зонам, чтобы строить здесь оздоровительные центры.
Впрочем, частные предприниматели — люди весьма осторожные. Но и среди них есть те, кто рискует. И не проигрывает. В 2007 году, когда Юлия Лизунова открыла первый в Мире (том самом, что славится своим замком) частный ресторан, она не верила, что спустя несколько месяцев и тем более лет ее дело будет признано правым и даст плоды.
Ведь как получалось сначала. Местная власть вроде поддержала проект. Инна Попова, председатель Мирского поселкового Совета, тогда даже призналась, что “содействуем предпринимателям, предоставляем льготы — только чтобы люди вкладывали деньги в новые проекты”.
Но к проекту Лизуновой ревниво отнеслись в кафе “Рогнеда”, еще недавно являвшемся монополистом в местечке и часто закрытом на спецобслуживание. Конкуренты, естественно, никому не нужны. Никому? Туристам нужны! И поселку, ведь инвестиции и новое строительство — это живые деньги.
Мирское руководство это поняло. Теперь здесь уже не два, а три кафе.
А Лизунова со товарищи, между прочим, не только открыла точку общепита, но и сделала это в необычном здании — памятнике архитектуры XVII века. Заодно и здание отреставрировала. А так бы ветшал старый дом, пока бы не рухнул. Но камни вовремя собрали. И теперь они приносят деньги.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter