Арбуз — из Ирана, гранат — из Перу
Отправляемся на рынок утром буднего дня. В прошлый раз в Таборах мы были почти 4 месяца назад, когда торговый городок «Лебяжий» перебирался из Ждановичей. Тогда на новое место прибыли первые торговые павильоны, а предприниматели с опаской строили прогнозы на будущее. Шутка ли, вынести рабочие места за пять километров от городской черты. Поедет ли покупатель за товаром — главный вопрос, звучавший в феврале.
На рынке 700 бесплатных парковочных мест.
До места назначения добираемся на автомобиле. По дороге догоняем маршрутное такси с логотипом рынка на борту. Бесплатную доставку покупателей организовала администрация рынка, выделив 6 микроавтобусов и один автобус. И вот мы на месте. Минуем шлагбаум и прямиком — на бесплатную автостоянку. Две трети из 700 парковочных мест занято. На часах всего 11.00, а рынок уже, как говорится, под завязку забит покупателями. Он, кажется, живет своей — и очень энергичной — жизнью.
Скоро на прилавках появится белорусская клубника.
Первым делом отправляюсь в ту часть рынка, в которой с автомобилей торгуют сезонной плодоовощной продукцией. Это 4 площадки под навесом, каждая на 72 места — всего их 288. От обилия красок рябит в глазах. Персики и бананы, черешня и виноград, огурцы и перец, арбуз и клубника. Одних только томатов и яблок — целая палитра цвета. Ассортимент — на любой вкус, цены — на любой кошелек. Например, черешня стоит от 9 до 11 рублей за килограмм, клубника — 6–7 рублей, перец — 6–6,5, помидоры от 2,5 до 7 рублей, яблоки — 2–4 рубля за килограмм. Все это яркое великолепие — привозное. Арбузы — из Ирана, кукуруза — из Крыма, гранат — из Перу. Из собственного — только огурцы и зелень. Хотя клубника, судя по табличке, брестская. Уточняю это у продавца, тот улыбается, но нехотя признается: ягода из Греции. Понимаю, что схитрить ему не удалось потому, что в плодоовощных рядах мы вместе с заместителем директора ТД «Ждановичи» Евгением Липинским. Он и подтверждает, что именно сегодня белорусской клубники на рынке нет. Своя ягода из Дрогичина появится на прилавках в выходные по цене 7 рублей за килограмм.
На рынок приходят целыми семьями.
Две площадки для оптовой торговли обходим стороной. Цены на весь товар здесь ниже. Люди несут ящики с помидорами, клубникой и мешки с репчатым луком.
Привычная картина рабочего дня нового рынка.
Торговля идет бойко. Цифры на электронных весах мелькают так, что только успевай следить. Хотя можно и не следить. Если покупатель пожалуется на обвес и это подтвердится, то с предпринимателем расторгнут договор.
Арбузы, пусть и не в сезон, здесь тоже есть.
В листе ожидания
Идем в торговые ряды с бакалеей. Они привлекают внимание единообразием оформления. В прежнем варианте павильоны были разного цвета, состояния и даже формы. Сегодня они в одном цвете, как предусмотрено концепцией развития «Нового Лебяжьего». В них можно найти все что угодно — от приправы в пакетиках до кофе и печенья. Подсолнечное масло, например, предлагают по 1,95 рубля, сахар — по 1,30 за килограмм, если оптом брать. Продавец Елена торгует приправами и, кажется, довольна выручкой. Цены на ее товар демократичные — от 50 копеек до 1,5 рубля за пакетик специй. Оптом — еще дешевле.
И сюда покупатели идут семьями. Едут, судя по номерным знакам на автомобилях, со всех регионов. Признаюсь, такое количество людей впечатляет. Замдиректора улыбается: это, мол, не много — в пятницу после обеда на торговых рядах не протолкнуться. Результат превзошел даже самые смелые ожидания. Только маршрутное такси и автобус привозят на рынок до 2000 человек в день. Сколько прибывает на собственном авто, подсчитать сложно.
В торговых рядах с одеждой людей поменьше. Хотя ассортимент здесь довольно разнообразен — от маек и спортивных костюмов до курток и женских сумок. Сюда я отправляюсь уже одна. Прицениваюсь к джинсам. Разговорилась с предпринимателем Татьяной, которая работает на рынке 23 года. Она торговала одеждой на «Лебяжьем». Когда заговорили о его сносе, решила, что переедет через дорогу — на территорию рынка «Ждановичи». Но продержалась там всего две недели. Переехала сюда и не пожалела — постоянные клиенты до сих пор приходят. Рынок востребован. И не только у покупателей.
— Сегодня все места под стационарную торговлю заняты, — уточняет Евгений Липинский. — В листе ожидания еще 400 человек. В планах — установить новые павильоны для торговли промышленными товарами еще на 5 гектарах и построить складской комплекс.
misnik@sb.by