Первичная цель каждого постного усилия — отыскать свою меру

Мера поста

Как нам не “кушать людей” в пост? Это для нас принципиально важный ориентир и критерий истинности аскетических усилий: если моя подвижническая жизнь не помогает мне любить, а, наоборот, озлобляет меня, делает раздражительным, понуждает “кушать людей” — подвиг потерял свой смысл и стал даже вредным для души, не говоря уже и про тело.

Что же тогда делать? Искать свою меру. Именно незнание своей меры и является ближайшей причиной неудач в постном упражнении. У апостола Павла есть такие слова: до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить (Флп. 3:16). Итак, первичная цель каждого постного усилия — отыскать свою меру. В календарях и богослужебных книгах мы читаем о строгостях поста: сухоядение, без масла, без рыбы...

Так постятся единицы. Для большинства верующих это непосильный труд. И не надо смущаться или требовать отмены устава. Он для нас ориентир и некая рекомендация, потому что мера поста у каждого своя. Обычно уже на первой седмице батюшек осаждают десятки верующих: батюшка, благословите на масло, на рыбу, на молоко... Это неправильно. Потому что здесь всего лишь попытка сбросить на священника груз ответственности. Свою меру поста найти трудно, как трудно найти и свою меру келейного правила, ведь мы часто лукавим сами с собой. Но без мужества честно принимать решение не бывает подвига самовоспитания и самоосвоения. Каждый пост мы узнаем себя, примеряя к себе разные меры поста.

В “Древнем патерике” есть замечательный рассказ об авве Пимене. Его спросили: как нужно поститься? Он ответил: можно есть каждый день, но есть немного, чтобы не быть сытым. Однако молодые послушники тут же спросили: но ведь ты, отче, в молодости не ел и по два дня. Точно, ответил старец, не ел я и по три, и по четыре дня, и по неделе, и все это испытали старцы как сильные мужи и нашли, что лучше есть каждый день понемногу, и передали нам этот путь, ибо он есть путь царский и для нас удобный.

Заметьте: отцы испытывали разные меры поста. Точно так же и каждому из нас следует испытывать и искать свою меру подвига, внимательно прислушиваясь к своей душе и телу, постоянно напоминая себе, что мера подвига есть мера любви. Пост в древности предназначался для людей воцерковляющихся, осваивающих веру Христову. Наше небольшое подвижническое усилие в период поста — тоже усилие воцерковляющегося человека, и мера поста бывает по мере веры, какую каждому Бог уделил (Рим. 12:3). Как художник или начинающий писатель, мы ищем свой стиль, созвучный неповторимому тембру нашей жизни. И начинаем мы всегда с подражания. Авва Пимен пробовал разные посты, пока не пришел в свою меру: есть раз в день и не досыта.

Осваивая веру, мы пробуем свои силы и в посте, и в молитве. Правила не абсолютны в силу хотя бы своей исторической переменчивости. Мера у каждого своя, и, как говорят, что русскому хорошо, немцу — смерть. Один постится без рыбы, другой пьет молоко; один вычитывает все правило, другой ограничивается краткой молитвой. У каждого своя мера. И не надо смущаться и бояться ошибок. Пусть этот пост не удался: чтото сорвалось, где-то были упущения. Делайте работу над ошибками и воспитывайте в себе мужество ответственности за свою духовную жизнь. Не всем по силам выдержать все ограничения в пище, но вот “постися от всякия злобы, и зависти и свары, и сладости текущия и сластныя...” (стихира в среду 1-й седмицы вечера) — это доступно всякому, и не только во время поста.

Архимандрит Савва Мажуко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter