Учеными доказано: у белорусов в организме нехватка железа, йода, фтора, селена, цинка, витаминов С, В1, В2, D, A, E и фолиевой кислоты

Меню нового времени

Как бороться с нехваткой витаминов и микроэлементов
Философски рассуждая, нужно признать, что человеку всегда чего–то не хватает. И в материальном смысле, и в моральном, и в физиологическом. Но если первые два аспекта можно объяснить логикой развития цивилизации и все возрастающими требованиями современности, то дефицит некоторых витаминов и микроэлементов на фоне продуктового изобилия кажется парадоксом. Увы, нашими учеными доказано: у белорусов в организме нехватка железа, йода, фтора, селена, цинка, витаминов С, В1, В2, D, A, E, фолиевой кислоты. Согласитесь, список достаточно внушительный. Главное, его очень сложно уменьшить. Хотя для пользы нашего с вами здоровья это необходимо сделать, и побыстрее.



Каков же выход? С одной стороны, употребление поливитаминно–минеральных комплексов. Однако здесь есть два минуса. Во–первых, усвоение полезных таблеток часто в организме идет с пробуксовкой. И, по самым оптимистичным данным ученых, всасывается только половина активного вещества. Дело и в сопутствующих болячках желудочно–кишечного тракта, и в возрастном ослаблении ферментных систем... Кроме того, принимать эти комплексы постоянно не рекомендуется. Во–вторых, их качество сильно отличается у разных производителей, а цены порой кусаются.

Другой путь, каким пошли европейские страны, — это создание обогащенных (функциональных) продуктов питания, которые обладают выраженным оздоровительным эффектом. Нашим предкам такое бы, конечно, и в голову не пришло. В течение дня они тратили много энергии и ели много натуральной пищи, получая достаточно витаминов и микроэлементов. Мы же перешли на полуфабрикаты, рафинированные продукты, в которых после обработки осталось мало чего полезного. А человек — существо биологическое, его организму жизненно необходим целый набор питательных веществ. Вот и появились на прилавках обогащенные каши, супы, хлебобулочные изделия, напитки и коктейли, а также спортивное питание. Локомотивом в этом направлении выступила Япония, где в 1989 году был даже принят специальный закон. Сегодня в мире известно более 300 тысяч наименований функциональных продуктов питания. В Японии они занимают уже половину рынка, в США и Европе — около 25%. И за ними, считают ученые, будущее. Все идет к тому, что общая структура питания землян за их счет принципиально изменится, а рынок лекарств, наоборот, сузится к явному неудовольствию заправил фармацевтического бизнеса. Что делать, ставка на таблетки себя исчерпала...

Нашей стране уже сейчас надо встраиваться в тенденцию. Ведь почвы Беларуси бедны микроэлементами, а последствия аварии на ЧАЭС мы расхлебываем до сих пор. При этом питаемся, мягко говоря, необразцово. В рационе преобладают углеводы и жиры, а о пользе овощей, фруктов и рыбы нам постоянно приходится напоминать. Может, и не нужны стране новые обогащенные кондитерские изделия, но вот другие функциональные продукты должны отвоевать себе нишу. А то пока максимум, к чему понемногу привыкает население, так это к йодированной соли и творогу с добавкой кальция. Обогащенное витамином С молоко? Нет, уже смотрим с недоверием, считаем маркетинговой уловкой. Мало кто целенаправленно ищет на прилавках витаминизированные хлебобулочные и мясные изделия. Тогда как есть производители, которые решили применять инновационные, специально разработанные нашими учеными селенсодержащие фитокомпозиции «Аврора 5» и «Аврора 7». На подходе — обогащение продуктов витамином D, чей недостаток провоцирует развитие онкологии.

На самом деле к созданию системы питания нового поколения можно подступаться по–разному. Можно выпускать продукцию повышенной биологической ценности, обогащенную микронутриентами, напрямую внося в состав витамины, кальций, железо, йодсодержащие или селенсодержащие БАДы. Можно использовать в хлебопечении специальные дрожжи с биотрансформированным селеном. Можно зайти со стороны сельского хозяйства, обогащая добавками корма и внося необходимые минеральные вещества в почву. Но дело будет двигаться с трудом и считаться чересчур хлопотным, если мы не заинтересуем самого производителя. На помощь может прийти гибкая шкала налогообложения и другие методы экономического стимулирования. Эксперты говорят, что нужна и специальная госпрограмма. И, конечно, новые продукты надо еще и грамотно популяризировать, настойчиво объясняя покупателям, что за каждым словом «обогащенный» на этикетке стоят научные выкладки, расчеты специалистов и, главное, реальная польза для организма. Вот такое рекламное продвижение у нас пока сильно хромает. Одиночные статьи, скупые упоминания о национальных обогащенных продуктах совершенно теряются на фоне агрессивного восхваления продуктов для перекуса. Тех самых, которые мир при имеющейся тенденции вскоре вообще отправит на свалку истории.

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 99 (24729). Четверг, 28 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter