Меняю шайбу на драник

Эксперты: ЧМ-2014 по хоккею даст толчок ресторанному бизнесу

Проведение ЧМ по хоккею подтолкнет развитие в Беларуси ресторанного бизнеса, считают эксперты

Беларусь готовится к большому наплыву гостей — совсем немного времени осталось до чемпионата мира по хоккею. Понятное дело, что приедут они прежде всего ради того, чтобы последить за спортивными баталиями, проникнуться духом соревнований. Однако перед страной-хозяйкой стоит и другая важная задача: всех встретить, разместить, попотчевать не только зрелищами, но и «хлебом». «Мы активно занимаемся подготовкой персонала — в торговле, ресторанном бизнесе, бытовом обслуживании. Держим руку на пульсе, — говорит заместитель министра торговли Беларуси Ирина Наркевич. — Нам не только европейскую кухню надо предложить гостям, но и национальную. И чтобы это было быстро, качественно и без проблем».

По информации Минторга, в начале этого года в столице Беларуси насчитывалось 144 ресторана, 369 кафе, 285 баров. Из них 10 объектов — категории люкс и 27 объектов — высшей категории. Кроме того, накормить своих постояльцев могут в любой гостинице, не обходятся без точек общепита и крупные торговые объекты. Сегодня в ведомстве выдвигают «особые требования» к кафе и ресторанам, которые, по сути, таковыми не являются: это привычная практика для многих стран мира. Так, в каждом заведении должно быть представлено меню на нескольких языках: русском, белорусском, английском и еще одном иностранном. Да и обслуживающему персоналу придется подтянуть свои знания, чтобы на приемлемом уровне изъясняться с посетителями хотя бы на распространенном английском. Кстати, в строящейся «Чижовка-Арене» будет порядка 10 объектов общепита разного класса: и для VIP-гостей, и для тех болельщиков, кто захочет быстро и без особых притязаний перекусить.

Что касается самого меню, то сегодня шеф-повара не без грусти шутят, что национальные блюда Беларуси — это пицца и суши. Действительно, приобщиться к традициям итальянских и азиатских мастеров можно во многих заведениях, а вот испробовать белорусскую кухню порой проблематично. Между тем интерес к ней очень высок, уверяют эксперты. «Мы заметили, что как только на популярном интернет-портале был размещен рецепт бульбяной кишки, люди отреагировали с большим интере-сом, — рассказал управляющий партнер Гильдии поваров и шеф-поваров Беларуси Сергей Назарук. — И мы поняли, что движемся в правильном направлении». Гости различных кулинарных фестивалей также постоянно задают вопрос, в каком заведении можно продегустировать национальные блюда.

Беларусь не может оставаться в стороне от такого перспективного направления, как кулинарный туризм, считает директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин. «Нас интересует системный подход к этой работе. И это не только фестивальное движение, которое набирает обороты в стране», — пояснил специалист. Он напомнил, что в Минской области недавно был проведен «Сырный фестиваль», похожее мероприятие состоялось и в Славгороде Могилевской области. На Витебщине, в городе Глубоком, решили всем показать, на какую ягоду богаты местные сады: здесь прошел «Вишневый фестиваль». По большому счету, на всех региональных мероприятиях витают ароматы национальной кухни. И, пожалуй, наибольшую популярность завоевал кулинарный фестиваль «Мотальскiя прысмакi», который в этом году проходил уже в 6-й раз. «Важность кулинарного туризма для нас в том, что он не имеет сезонности, ведь активная фаза приема гостей длится примерно с мая по сентябрь, как и во многих странах мира, — поясняет Вадим Кармазин. — Без вкусной еды тяжело сформировать положительное впечатление туриста о стране».

Именно поэтому во всех зарубежных выставках, в которых принимает участие Беларусь, присутствует кулинарный блок. Одним из способов продвижения этой темы стало формирование ежегодного календаря событий с включением в него мероприятий для любителей вкусно поесть. Много информации можно найти на интернет-ресурсах и в печатных источниках. Активно занимаются популяризацией белорусской кухни в агроусадьбах. Как рассказал Вадим Кармазин, на историческом факультете БГУ занимаются сбором старых рецептов и кулинарных традиций, что потом находит воплощение в различных буклетах, книгах и т.д. «Может, когда-нибудь мы сможем предлагать кулинарные туры, — добавил представитель Министерства спорта и туризма. — Нам есть у кого учиться, используя международный опыт. Надо только найти свою изюминку и хорошо ее преподнести». Кстати, само понятие «кулинарный туризм» существует более десятка лет — это когда цель поездки непосредственно связана со всем, что касается кухни. И Всемирная туристская организация обозначила эту тему как одну из наиболее перспективных.

Чем сегодня озабочены сами рестораторы, так это подготовкой специалистов. В Гильдии поваров и шеф-поваров Беларуси говорят, что с недостатком квалифицированных кадров сталкиваются и наши соседи. Однако в Украине, например, действует Кулинарная академия, которая, по отзывам отучившихся там поваров, является одним из лучших заведений на постсоветском пространстве. Кроме того, наши южные соседи прошли через Евро-2012 и сейчас готовы делиться опытом, как быстро и вкусно накормить большое количество гостей. «Проводя в этом году «Кулинарный фестиваль вкусного блога» в Минске, мы ставили перед собой две задачи: образовательную, а также развития белорусской культуры и привлечения внимания к ней», — заметил Сергей Назарук. Сегодня кулинарный курс в Италии обойдется нашему повару, как минимум, в € 7 тысяч, и далеко не каждый специалист может себе это позволить. Поэтому гильдия старается почаще приглашать зарубежных шеф-поваров в Беларусь, чтобы на месте организовывать мастер-классы. «Мы стараемся поваров подтолкнуть к саморазвитию, чтобы они обучались, участвовали в конкурсах, боролись за свое образование, — пояснил представитель профессионального объединения. — Мы проводим здесь семинары. Сейчас, например, прорабатываем серию мастер-классов по быстрой готовке, чтобы наши рестораны не имели проблем, столкнувшись с большим наплывом посетителей».

С одной стороны, государство поддерживает развитие этого направления, заметил Сергей Назарук. С другой стороны, помогают коммерческие компании, которые видят необходимость развития рынка и могут себе позволить в этом поучаствовать: например, предоставить необходимое оборудование для проведения мастер-классов, закупить дорогостоящие продукты. «Все это дает возможность вести образовательные программы, обучать поваров, поднимать в целом уровень общепита в стране», — добавил специалист.

------------------------------------------

Кстати: Чем богаты

В Беларуси, по информации Минторга, действует около 170 объектов общественного питания, специализирующихся на приготовлении блюд национальной кухни. Из них 20 объектов относятся к придорожному сервису.

Около трети заведений, где можно полакомиться белорусскими блюдами, находится в Минске: это более 50 объектов, рассчитанных на прием почти 5 тысяч посетителей. В столичной области и на Брестчине — примерно по 30 национальных кафе и ресторанов. В Витебской области — 16, Гомельс-кой — 22, Гродненской — 13, Могилевской — 6. Как поясняют в Минторге, заведения белорусской кухни — это не только соответствующее меню, а еще интерьер и посуда с национальным колоритом. Но и другие объекты общественного питания также должны включать в ассортимент предлагаемых блюд национальную еду. Сегодня в 60 % точек общепита можно попробовать драники, бабку или другие белорусские блюда.

Что это за блюда и в чем тонкости их приготовления? Необходимую информацию специалисты общепита могут найти в Сборнике технологических карт белорусских блюд, утвержденном Минторгом. Приветствуются и авторские разработки шеф-поваров. Наиболее распространенные блюда белорусской кухни — грибная похлебка, белорусская поливка, затирка, капустник, драники, мачанки, картофельная бабка, манник, картофляники, верещака, картофельные клецки и другие.

Белорусская кухня имеет очень богатую и интересную историю. У нее много общего с кухней окружающих белорусов народов. А специфика национальной кухни обусловлена нацеленностью сельского хозяйства на производство зерна, картофеля, мяса, молока, овощей.

Безусловно, одна из особенностей — широкое использование картофеля, который появился на территории Беларуси почти на сотню лет раньше, чем в России. Специфика приготовления заключается в использовании тертого, а не целого картофеля. Кроме того, существует несколько способов приготовления тертой картофельной массы. Особой популярностью пользуются традиционные драники — картофельные оладьи, которые подают со сметаной, жареным салом (шкварками), грибами и различными соусами. Из картофеля готовят пирожки со всевозможными начинками, картофляники, картофельную бабку. Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, морковь, горох, бобы, редька.

Традиционными являются сачни — толстые мучные блины с различной начинкой, скавародники, которые ранее заменяли хлеб (их обычно пекли из кислого теста). Из мучных и крупяных народных блюд наиболее известны затирки, клецки, кулеш (каша из ячменной, гороховой или бобовой муки). В белорусской кухне преобладают загущенные супы. Употребление и приготовление мяса в нашей национальной кухне тоже имеет ряд особенностей. Народная поговорка гласит: «Як няма рыбы смачней лінінкі, дык няма мяса смачней свінінкі». Традиционными мясными блюдами являются верещака (мачанка), вантробянка, полендвица. С мясом готовят колдуны — изделия из различного теста картофеля, начиненные мясным или другим фаршем с приправами.

--------------------------------------

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter