Меняю молот на шиповки

За успехами и провалами своих подопечных Анатолий Бадуев видит перспективу, и она его, судя по всему, радует.
Чего ждут от спортсменов во время соревнований? «Медалей», — скажете вы. И не то чтобы окажетесь неправы, но и в «десятку» не попадете. Кубок Европы по легкой атлетике для обеих, мужской и женской, белорусских команд имел принципиальное значение. Первым предстояло штурмовать первую лигу, вторые стремились в элитный дивизион. Задуманное удалось наполовину. Мужскую. Однако этот факт совершенно не расстроил главного тренера национальной сборной по легкой атлетике Анатолия Бадуева. За успехами и провалами своих подопечных Анатолий Иванович видит перспективу, и она его, судя по всему, радует.

— Итоги Кубка Европы я оцениваю как успешные. Да, девушкам не удалось пробиться в высший дивизион. Но это в газетах писали, что они обязательно должны победить. Мы же планировали попадание в тройку лидеров, и девушкам это удалось. Победить англичанок, которые за всю историю существования Кубка Европы лишь единожды покидали элитную группу и теперь бросили все силы на то, чтобы туда вернуться, было просто нереально. Прекрасно выступили и мужчины.

— Судя по всему, молодежь, составлявшая большую часть обеих команд, прессинг выдержала и надежды оправдала?

— При комплектовании команд мы действительно в первую очередь делали ставку на молодежь. На тех, кому предстоит бороться за медали на Олимпиаде в Пекине и кто уже сейчас должен привыкать к атмосфере крупных соревнований. Конечно, можно было привлечь всех ветеранов, поставить конкретные задачи и выйти в суперлигу, но цель была другой. Оправдала ли молодежь надежды? У нас есть ряд абсолютно провальных видов. Это, например, шест, где нет совершенно никаких традиций. Здесь результатов никто и не ждал. Но были и неприятные сюрпризы вроде готовившейся специально к Кубку Европы Оксаны Меньковой, которая провалила выступление в метании молота. К сожалению, не порадовала Евгения Лихута, неудачно пробежавшая 100 метров с барьерами, да и Наталья Шимчук вчистую проиграла соревнования по метанию копья... Можно, конечно, сюда отнести и дисквалифицированные эстафеты (женскую 4 х 400 и мужскую 4 х 100. — Прим. авт.), но в этом случае, на мой взгляд, причиной неудачи стала обычная борьба на трассе, в которой судьи усмотрели нарушение, а не низкая квалификация спортсменов. В остальном же выступлениями я доволен. Елена Невмержицкая выступила просто великолепно. Наталья Сафронова, Илона Усович, Светлана Кимкович, Алеся Турова, Ольга Кравцова, выигравшая 5.000 метров у Полы Рэдклифф и установившая рекорд Беларуси в беге на 5.000 метров, — никого из них я упрекнуть не могу.

— Доля женских медалей в копилке национальной команды традиционно превышала мужские достижения. Сохранится ли эта тенденция, сказать, наверное, сложно. А вот то, что на смену метателям, которые раньше были основными поставщиками «драгметаллов», постепенно приходят бегуны, заметно даже без подробного анализа... С чем это связано?

— В последние годы большинство медалей действительно завоевывали метатели, однако зимние успехи у нас в основном были связаны со спринтом. Это не говорит об увядании метательской школы. Скорее — о временном спаде, смене поколений и... хорошей работе «беговых» тренеров. Легкая атлетика не может быть однообразной, а мы, кажется, в последние годы забыли о том, какие традиции у нас были в барьерных бегах, прыжках, тех же спринтах... А ведь беговые дисциплины занимают большую часть соревнований, особенно кубковых. Метаний же всего 4 вида у мужчин и столько же у женщин.

— Как–то в начале своей работы на посту главного тренера сборной вы отмечали, что упор при подготовке к Олимпиаде будет сделан на те виды, в которых нам реально побороться за медали. Судя по тому, как прогрессируют беговые дисциплины, акценты уже расставлены?

— Выбор был сделан давно. Но при этом я уверен, что в Беларуси есть талантливые люди, способные добиться успехов во всех видах легкой атлетики. Почему сейчас кризис в метаниях? Очень просто: накануне Олимпиады в Афинах во имя результата в бой были брошены все возможные силы и резервы. Включая и молодых спортсменов, которых просто нельзя было бросать в «мясорубку» ради одного, пусть и олимпийского, сезона. Ни Игры 2008 года, ни грядущие чемпионаты мира не учитывались. В итоге и желаемого результата не добились, и многие ребята перегорели. Работать без перспективы нельзя.

— А как вписываются в ваши олимпийские планы сегодняшние ветераны вроде Янины Корольчик, Василия Каптюха или той же Эллины Зверевой? Способны они продержаться до подхода молодого «подкрепления»?

— Яна недавно родила дочку и только–только приступила к тренировкам. Что–то конкретное в отношении ее сказать сложно. Что же касается остальных атлетов, то мы надеемся, что до Пекина существенных потерь все же удастся избежать. Хотя возрастных спортсменов, конечно, много. Например, в «диске» лидерам по 40 лет! В таком возрасте год идет за три, а высокие результаты выглядят скорее исключениями, чем правилами. И рассчитывать, что эти исключения придутся как раз на долю белорусов, — глупо. В то же время в прежние годы за блеском медалей лидеров никто не замечал отсутствия скамейки запасных. Аналогичная ситуация и в многоборье: если Наталья Сазанович, не дай Бог, не восстановится после травмы, заменить ее будет просто некому. А вот в спринте, например, есть резерв, и теперь даже в отсутствие наших лидеров — Юлии Нестеренко и Натальи Сафронниковой — девушки все равно показывают приличные результаты. Теперь наша задача за оставшееся до Олимпиады время в экстренном порядке попытаться что–то подобное сделать и в остальных видах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter