В Правительстве прорабатывается вопрос о переходе с пластиковой тары на стеклянную

Меняем пластик на стекло

Напитки вскоре могут поменять упаковку. Вопрос о переходе с пластиковой тары на стеклянную уже изучается в Правительстве. Планируется, что в первую очередь перемены коснутся продукции в таре объемом 0,5 литра. Задача очень непростая. На одной чаше весов — необходимость оздоровления экологической обстановки и освобождение коммунальных полигонов от гор пластикового мусора (сегодня на переработку попадает лишь до 30% таких отходов). На другой — комфорт покупателей.

Фото  БЕЛТА.

Производители: между за и против


— Стекло стоит вдвое дороже, чем пэт. Это первое. Значит, цена продукта увеличится. Второе: вырастут и расходы на логистику при доставке в магазины. Наконец, с маркетинговой точки зрения стекло неудобно для потребителя: тяжелее и может разбиться. В Европе, например, продукт в стекле позиционируется как элитный — для ресторанов, представительских целей, —
рассуждает Юрий Раковец, замдиректора Минского завода безалкогольных напитков. — У нас это пока около 3% рынка. Чтобы закрыть нишу, достаточно поставить небольшую линию, рассчитанную на розлив до 5.000 бутылок по 0,5 литра в месяц. Но не 7 млн бутылок, как мы льем сейчас. А чтобы полностью заменить пэт-бутылку на стеклянную, даже только пол-литровую, нужно поставить мощную линию стоимостью до 1,5 млн евро. И модернизировать цех — это 0,5 млн евро, удалить пэт-линию, которая уже льет 0,5, — еще 1 млн евро. Итого 3 млн евро. Нужны серьезные инвестиции, и непонятно, как быстро они окупятся.

Собеседник приводит и другие аргументы: нужно четко просчитать, насколько может упасть здесь товарооборот, как это отразится на налоговой системе. Ведь вода сегодня — самый быстрый продукт в торговле. Полное обновление продукции идет за 10 дней. И потом, как быть с экспортом в пэт-бутылках? Если импорт в Беларусь продукции в такой таре останется, отечественным производителям придется тяжело. Может, должен быть все-таки выбор: покупать товар в пэт или в стекле?

Стекольщики: готовы принять вызов

Еще нюанс — поиск самой бутылки. У каждого бренда она индивидуальной формы, разработать которую на стекольном заводе стоит немалых денег. Юрий Раковец делится наболевшим, мол, если европейские бутылки на просвет практически прозрачные, то отечественные — часто с мутными разводами, преломлением и непрозрачным оттенком:

 — Мы побывали на Гродненском стеклозаводе. Ведем переговоры с Елизово. Но качество нашего стекла пока оставляет желать лучшего.

Юрий Скрипко, генеральный директор Гродненского стеклозавода, тем временем убежден, что после проведенных на предприятии изменений в сырье и технологии качество белорусской бутылки не хуже, чем импортной. И что стекольщики смогут вовремя адаптировать производство под растущие потребности отрасли.

— Мы сегодня за 3 дня делаем упаковку для минералки на год. Объем очень небольшой. Но если будет принято решение до 2021 года всему производству перейти на стеклянные бутылки, у нас будет время на подготовку. Уверен, замещение пэт-тары для розлива питьевой воды и напитков стеклянной — бег на месте в решении проблемы загрязнения пластиком окружающей среды. В этот список также нужно включить пиво. И запретить выпуск алкогольных напитков в пластиковой таре объемом свыше 0,5 литра. В России, к слову, такой запрет уже действует касательно спиртного в таре объемом более 1,5 л. Так вот, если и рынок пива «пойдет» в стекло, мы за 2 года сделаем самое современное производство. И дадим пивзаводам облегченную более дешевую стеклянную бутылку 0,5 л одноразового применения (дополнительно сможем выпускать около 300 млн бутылок в год). Главное, чтобы было сырье. А оно будет, если стекло будет вовлекаться обратно в оборот. Между прочим, у нас сегодня бутылка на 45 — 70% состоит из вторичного сырья, а в некоторых странах — на 90%. Конечно, сварить новую бутылку полностью из стеклобоя не получится. Нужно добавлять шихту — смесь нового сырья, в состав которого входит кварцевый песок, мел, эти компоненты отечественные. А вот дорогую кальцинированную соду покупаем за рубежом. Так что чем больше используется вторсырья, тем выгоднее это для предприятия.



КОМПЕТЕНТНО

Евгений Лобанов, директор Центра экологических решений:

— Загрязнение пластиком — одна из самых актуальных экологических проблем. В Евросоюзе сейчас активно разрабатывается законодательство по запрету или ограничению использования одноразовой пластиковой посуды, трубочек для напитков, ватных палочек, пластиково-бумажных стаканчиков и т.д. Ряд государств вводит запреты на тонкие пластиковые одноразовые пакеты. В нашей стране постепенное снижение использования одноразовой пластиковой тары тоже стоит начинать с наиболее проблемных типов товаров. И в первую очередь нужно уходить от одноразовой упаковки. Если заменить пэт-бутылку с водой на одноразовую стеклянную бутылку, то серьезного экологического эффекта не будет. Скорее, мы получим увеличение веса бытовых отходов, усложнение логистических процессов и возможный рост выбросов парниковых газов.

ШТРИХИ К ПРОБЛЕМЕ

Сегодня у нас существует система госзаказа на сбор стеклобоя, которая завязана на заготовительных организациях. В прошлом году, например, было собрано 145 тысяч тонн отходов тарного стекла. А ежегодно в Беларуси их образуется более 200 тысяч тонн. С вводом депозитной залоговой системы тары и установкой тароматов собираемость отходов планируется повысить до 80 — 85%. В то же время директор ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Наталья Гринцевич отмечает:

— Размер залога — это стимул, который не привязан к себестоимости бутылки. Исследования показали: люди готовы возвращать бутылки при размере залога на уровне 20 копеек. Речь идет про три вида тары: пластиковую бутылку, стеклянную и алюминиевые баночки.

По мнению Натальи Алексеевны, нужно переходить не просто от пластиковой бутылки к стеклянной, а от одноразовой тары к многооборотной. В результате и отходов будет меньше, и себестоимость бутылки, которая может пройти около 15 циклов использования, сократится до 50%.

А вот Юрий Скрипко уверен, что использование многоразовой стеклотары, как это было в Советском Союзе, — невозможно:

— В те времена производители использовали лишь 3 — 5 универсальных типов бутылок. А теперь на полках в магазинах их уже около 300, и все — индивидуальные. Есть и те, повторное использование которых вовсе запрещено. Например, из-под шампанского. Поэтому гораздо эффективнее перерабатывать стеклобой. Или двигаться в сторону унификации многоразовой стеклянной упаковки.

В общем, нужно найти грамотные пути решения проблемы. Очевидно, что в переходный период трудности могут возникнуть у всех, в том числе у потребителей. Но иногда старые привычки нужно ломать, чтобы появились новые — более рациональные и здоровые.

dekola@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter