Что мешает бумажной таре и упаковке на равных конкурировать с пластиком

Меняем пластик на бумагу

Замена пластиковых пакетов на экологически безопасные бумажные аналоги — процесс долгоиграющий. Один из главных сдерживающих факторов — сила привычки: потребители привыкли к легкой и компактной полиэтиленовой упаковке. Белорусские производители бумажной продукции, в свою очередь, убеждены в том, что предусмотренное президентской Директивой № 7 поэтапное снижение использования полиэтиленовой упаковки требует целенаправленной работы — просветительской и по повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

В концерне «Беллесбумпром» уверяют: наши предприятия в течение короткого промежутка времени способны обеспечить промышленность и торговлю бумажными тарой и упаковкой — был бы спрос. Но, во-первых, о стопроцентном переходе от пластика к бумаге речи не идет, а во-вторых, мешает одно важное обстоятельство: пока стоимость экологичной упаковки по сравнению с полиэтиленом выше в 1,5 — 3 раза. Правда, если увеличить объемы потребления, то себестоимость снизится. А что касается потребительских свойств бумажной продукции, то она, как уверяют изготовители, практически ничем не уступает пластику. Председатель совета директоров предприятия «Суперпак Компани» Вячеслав Шах перечисляет ассортимент: от небольших пакетиков до мешков, выдерживающих полцентнера веса, продукция для баров, ресторанов, пекарен, торговых сетей, комбинатов хлебопродуктов, цементных и сахарных заводов. Бумага разной плотности, жаростойкая, влагопрочная…

Экологичная упаковка в нашей стране производится в основном из бумаги отечественного производителя. И заместитель председателя концерна «Беллесбумпром» Михаил Касько уверен: не за горами тот день, когда абсолютно весь производственный цикл будет сосредоточен в Беларуси. К примеру, ввод в эксплуатацию мощностей завода в Добруше позволит предложить рынку различные виды картона для выпуска одноразовой посуды или молочной тары. А самое важное то, что всю эту упаковку можно использовать повторно. Например, в ОАО «Зеленоборское» из бумажной массы выпускают формованные изделия для упаковки яиц, подложки для фруктов. Не так давно освоили выпуск 10-местных яичных лотков. Директор предприятия Евгений Саванец, правда, говорит, что пока не все птицефабрики готовы сменить упаковку из полиэтилена или вспененного полиэфира на бумажную. Тем не менее 15 — 20 процентов рынка у пластика уже отвоевано.

Итак, сырье для выпуска экологически безопасных тары и упаковки в стране есть, оборудование — тоже. Чего же не хватает? Ответ очевиден: процесс нужно должным образом раскрутить и простимулировать. Увы, в большинстве крупных розничных сетей бумажная упаковка, например для хлебобулочных изделий, предлагается лишь как дополнение к пластиковым пакетам в рулонах. Аналогичная ситуация в кассовой зоне. Скорректировав политику продаж в угоду модному экологичному тренду, можно повлиять на потребительские пристрастия. Вячеслав Шах также призывает потребителей упаковки, и в первую очередь крупных оптовиков, больше внимания уделять соблюдению требований Указа от 11 июля 2012 года № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления», регламентирующего уплату утилизационного сбора. Это поможет отечественным производителям на равных конкурировать с иностранными поставщиками. Желательно также, чтобы поставщики бумажной упаковки внимательнее относились к качеству продукции. А то ведь, бывает, в магазине стройматериалов мешки с цементом рвутся прямо в руках покупателя…

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter