Меняем колеса на сани

Календарь и традиции

4 декабря — православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.


7 декабря — день памяти великомученицы Екатерины.


По первым трем дням первого месяца зимы определяли погоду на будущее, и третий день декабря делал прогноз на такую горячую пору, как жатва.


На 4 декабря приходится православное празднование Введения Пресвятой Богородицы во храм. Этот официальный церковный праздник в народе трактовался еще и как время, когда Бог приводит за руку Зиму: «Увядзенне прыйшло — холад у хату завяло». По всем приметам если этот день выдался морозным, то такими же морозными будут и предстоящие в скором времени остальные праздники.


Именно с этого времени проводились девичьи гадания о суженом или «сужаньке», как говорили у нас. Видов гаданий много. Например, выпекаются пересоленные блины и лепешки, чтобы вызвать у девушки жажду. И тогда тот, кого так ждут, должен во сне подать красавице воды напиться. Поэтому, ложась спать, барышни тихонько проговаривали: «Святое Увядзенне, прывядзi мяне туды, дзе мне далей i з кiм жыць».


С «Кацярыны», что отмечалась 7 декабря, ожидался снег: «Прыйдзе Кацярына — на зямлю пярына». И если до этого дня еще «санкi з калёсамi сварацца», то здесь наступал официальный переход на зимний транспорт — сани. Как и сегодняшние авто, сани в старину не были роскошью, а только средством зимнего передвижения. Интересно, что их части находят даже при раскопках древних поселений и в курганах. В крестьянских семьях имелось несколько саней: рабочие (кары или лесовозы), выездные возки и ручные. Когда отправлялись на «кiрмаш», на сани устанавливали плетеный «паўкош». Изготовление саней требовало знаний, точных расчетов и постепенно стало самостоятельным промыслом. В больших и богатых усадьбах непременно устраивались «саннiцкiя» с соответствующей обслугой — ну совсем как сейчас гаражи.


Санных дел мастера были на особом положении. У нас в Беларуси санный промысел примерно в начале ХХ века объединился с кузнечно–слесарным. Хорошие, добротно сделанные и красивые сани были своеобразной демонстрацией состоятельности их хозяев. Поэтому, кроме удобства, старались не забывать и о дизайне. «Вазок» — легкие выездные сани, парадные, как говорится, для визитов. Тут мастера старались вовсю: резные спинки, отделка тоненькими дубовыми дощечками, обивка как снаружи, так и изнутри, и не только деревянным шпоном, но и сукном, часто довольно дорогим, а то и мехом, причем на пол часто застилался самый теплый — медвежий, который к тому же играл роль оберега в пути. Иногда уже готовый кузов дополнительно сами украшали. Своеобразный тюнинг: расписывали геометрическим или растительным орнаментом, цепляли шерстяные кутасики, прямо как в песне: «Нам хацiцца пракацiцца ды па беленькiм сняжочку ў зялёненькiм вазочку...» А чтобы не замерзнуть в дороге, набрасывали сверху кожушки, женщины укутывались большими и теплыми платками, так что мороз не очень пугал.


Сон в руку


Сани — встреча с тем, кого давно не видели, а во сне — с предками.


Снег — к хорошим новостям.


Пить воду — к разговорам и даже выяснению отношений.


Есть лепешку — неожиданный подарок.


Накрывать что–то — дела закончатся успешно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter