Меняем импорт на инвестиции…

Что сдерживает объемы китайских инвестиций в белорусскую экономику?

В государственном инвестиционном фонде Китая на 2009 г. выделено $ 3 млрд. для реализации зарубежных проектов. Какая часть этих средств поступит в нашу республику? Посольство КНР в Беларуси такой информацией не располагает, сообщил советник по торгово-экономическим вопросам Юй Сюйсинь на заседании «круглого стола» в БНПА, где обсуждались вопросы торгово-инвестиционного сотрудничества с КНР. Статистика не радует белорусских партнеров: в течение последних 6 лет в экономику нашей страны поступило всего $ 230 млн. китайских инвестиций, при этом в прошлом году их объем упал в 1,6 раза по сравнению с 2007-м.

По некоторым данным, сегодня с привлечением кредитов КНР в Беларуси реализуется около 20 важнейших проектов с общим объемом финансирования более $ 2 млрд. Все это делается с целью модернизировать экспортно-ориентированные производства и нарастить поставки на рынок Китая. Однако желаемого результата такая работа не дает: в последнее время основные товарные потоки устремились практически в одном направлении — от китайских производителей к белорусским потребителям. Начиная с 2006 года сальдо взаимной торговли — отрицательное для нашей республики, причем по  итогам 2008-го  оно  увеличилось  в 5 раз, до $ 800 млн. Аналитики поясняют: китайские инвестиции —  это прежде всего связанные кредиты и займы, которые выделяются под закупку оборудования, комплектующих и материалов, произведенных в КНР. Отсюда и быстрорастущий объем поставок из Поднебесной в нашу страну. При этом основа белорусского экспорта в Китай — калийные удобрения, карьерные самосвалы, капролактам и химическая продукция, электронные интегральные схемы и микросборки. За последние 7 лет товарные отгрузки из Беларуси в Китай увеличились в 2,8 раза — с  $ 217,4 млн. в 2002 г. до $ 614,7 млн. в 2008-м. Динамика не столь значительная, особенно если принять во внимание инфляционную составляющую: одни только калийные удобрения немало прибавили в цене.

Представители китайской стороны сложившуюся ситуацию комментируют весьма осторожно. Совместные проекты реализуются: создано СП с заводом «Горизонт», ведется реконструкция нескольких ТЭЦ, одного из цементных заводов, заметил г-н Юй Сюйсинь. По словам дипломата, причин, сдерживающих китайские инвестиции в Беларусь, несколько. Сам по себе объем внутреннего рынка небольшой, а возможности для экспорта произведенных совместно товаров ограничены. В этом смысле китайцам выгоднее организовать выпуск тех же телевизоров в Чехии, чтобы свободно поставлять их на весь рынок ЕС. Кроме того, он упомянул о нестабильности белорусского рубля, что вызывает опасения у инвесторов. Однако этот фактор стал актуальным только в текущем году и на тенденциях последних лет отразиться никак не мог…

Заметим, что темой «круглого стола» сразу же было обозначено, что речь пойдет именно о проблемах развития торгово-инвестиционных проектов с КНР. А они, действительно, имеются. Индикатором их глубины могут стать проекты по организации сборки китайских автомобилей в Беларуси на базе двух предприятий — Минского автомобильного завода и ЗАО «СП «Юнисон». Сегодня между сторонами ведутся переговоры. Известно, что МАЗ и компания Chery Automobile в настоящее время разрабатывают бизнес-план проекта, который должен быть подготовлен к апрелю этого года. Китайский производитель располагает и необходимыми инвестициями — в декабре 2008 г. он получил целевой кредит от China Eximbank в размере $ 1,5 млрд. на развитие экспортных проектов. Chery собирается в этом году увеличить свой экспорт на 15,6 % к уровню прошлого года, в том числе за счет организации сборки за пределами КНР. Белорусский рынок интересен китайскому производителю в немалой степени как стартовая площадка для продаж в Россию. По ряду причин продажи на рынке нашей восточной соседки значительно снизились: было реализовано только 290 автомобилей Chery, и это на 83 % меньше, чем в январе 2008-го. Известно, что калининградский «Автотор» в прошлом году разорвал партнерские отношения с китайским производителем. Эксперты не исключают, что свою роль здесь сыграла позиция руководства страны поддерживать отечественных производителей, поэтому в России не особенно ждут и китайские автомобили белорусской сборки. А без экспортной составляющей этот проект не так интересен и Беларуси, ведь его реализация повлечет за собой весьма заметное увеличение импорта оборудования и комплектующих, а внутренний потребитель навряд ли приобретет объемы автомобилей, необходимые для коммерческого оправдания проекта.

Определенные факторы сдерживают также интерес потенциального китайского инвестора к нашей стране. Один из них — устоявшийся спрос со стороны белорусов на подержанные модели европейских, японских производителей, считает директор ООО «Китайские автомобили» Сергей Варивода. «Пирамиду спроса перевернуть пока не удалось, — заметил специалист. — В прошлом году, по предварительным оценкам, только 14 % проданных в Беларуси автомобилей — с нулевым пробегом». Кстати, местные потребители в 18 раз больше доверяют китайским легковушкам, собранным в Беларуси, нежели привезенным из КНР, — таковы данные интернет-опроса, который провел Совет дистрибьюторов китайских автопроизводителей. Сколько будет стоить Chery, собранный в Беларуси? «Экономия возможна, но главным образом за счет создания преференциального режима для ввоза комплектующих», — считает Сергей Варивода. Во всяком случае, в России собранные модели оказались на 15—18 % дешевле импортируемых из Китая.

Впрочем, одним только автопромом белорусско-китайское инвестиционное сотрудничество не ограничивается. «Проекты в сфере энергетики требуют больших инвестиций, мы готовы работать с китайскими партнерами, но уровень взаимодействия пока невысок», — рассказал главный специалист отдела по привлечению внешних инвестиций ГПО «Белэнерго» Олег Жерко. Да и в целом отношения между двумя странами в инвестиционной сфере пока явно не соответствуют обозначенным ранее перспективам. Введение в строй и эксплуатация китайского оборудования вызывают немало проблем, особенно с учетом сложностей с обеспечением запчастями. Если и организуется сборка продукции, то ее экспортный потенциал не всегда оказывается на высоте. Когда Беларусь и Китай начнут производить инновационные высокотехнологичные товары, с которыми отвоюют себе место на мировом рынке, — вопрос пока остается открытым.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter