Меняем город на деревню

Татьяна Снежко по профессии музыкант, прекрасно играет на баяне...

Татьяна Снежко по профессии музыкант, прекрасно играет на баяне. Все у нее на работе после окончания училища складывалось хорошо. Но скоро поняла: мелодия жизни у нее другая. Вместе с мужем Олегом продали квартиру в Гродно и переехали на малую родину — в Ошмянский район. В деревне купили дом. Десять лет назад родился первый ребенок — Илья. Через два года на свет появилась Настя, потом — Милана, Леша, а самой маленькой, Маше, теперь два годика. Большую семью надо было кормить. А как в деревне без свежего молока?


Вот семья и купила первую корову — Ромашку. Так начало зарождаться большое хозяйство. Через несколько лет на подворье держали уже 12 буренок. Три года назад Татьяна Снежко стала фермером. Теперь в ее хозяйстве 70 голов крупного рогатого скота, 100 овец, 30 коз, 37 гектаров земли...


В молочных берегах


— Любовь к домашним животным у меня еще с детства, — раскрывает свои фермерские секреты Татьяна Снежко. — Часто бывала у деда, он жил в деревне Мостище Воложинского района. Даже помогала там доить коров! Но никогда не думала, что сама когда–нибудь заведу большое хозяйство. Вначале, конечно, было непросто держать даже одну корову. Но муж у меня молодец: помогал, все делал своими руками, работал от зари до зари. Хозяйство с каждым годом росло. Увлеклись, начали растить коз, овец, свиней, кроликов, птицу. Но держать всю живность в своем сарае стало невозможно. Поэтому три года назад обратилась в Ошмянский райисполком, чтобы разрешили купить заброшенную ферму в деревне Повишни. Спасибо, помогли. На аукционе нам ее продали. Жалкое было зрелище: вся земля на территории фермы поросла бурьяном, здание разваливалось. Так и начинали работать...


Вместе с Татьяной и Олегом заходим на ферму. Теперь там многое изменилось. За собственные средства Снежко не только капитально отремонтировали старое помещение, но и построили новое. Чисто, аккуратно, просторно. Животным здесь комфортно. Со всем хозяйством фермерам помогают управляться трое наемных работников. Обратил внимание, что для них оборудованы комнаты для отдыха и приема пищи. С диваном, холодильником, телевизором, печкой...

Татьяна ласково, даже с умилением рассказывала о каждой буренке, у которой мы останавливались. Подольше задержались, разумеется, у красавицы Ромашки. Она здесь не только долгожительница и самая крупная по весу, но еще и рекордсменка: летом регулярно дает по 30 и больше литров молока в сутки. Хозяйка не нарадуется на своих подопечных:


— Коровок растим от своих отелов, а еще покупаем в деревнях у населения. Теперь у нас 33 дойные буренки. При хорошем уходе и добротном корме все они способны дать много молока. А корм у нас свой, натуральный. Все 37 гектаров земли используем только под пастбища и заготовку сена. Теперь полон сарай. До весны сена обязательно хватит.


Молоко — основной доход фермерского хозяйства «Снежко». Ежедневно летом на Ошмянский сыродельный завод поставляется около 600 литров продукции, причем только высокого качества. Чтобы ему соответствовать, здесь закупили новое оборудование, поэтому все молоко охлаждается. Жирность тоже высокая: если базовая величина составляет 3,6 процента, то снежковские буренки регулярно обеспечивают ее на уровне 4,5 — 4,6. Олег Снежко считает это обычным делом:


— Да не достижение это, а нормальная работа. Коль ты за нее взялся, надо делать хорошо. Вот только не ценится это, к сожалению. Если к нашей продукции у сыродельного завода нет претензий по качеству, то почему она так низко оценивается? Закупочная цена за литр молока — 2.555 рублей, как и у населения. Но ведь у нас молоко охлажденное. Сельхозпредприятиям же переработчики выплачивают более чем по 3 тысячи рублей за литр. Наше фермерское хозяйство — тоже юридическое лицо, сполна платим налоги. Почему же тогда нас не уравнять с СПК, создать не льготные, а хотя бы одинаковые условия для работы?


Планы и деньги


Вопросов и нерешенных проблем у трудолюбивых супругов накопилось немало. Часть из них можно было бы решить с помощью банковских кредитов. Но «Снежко» однажды обожглось на займе. До сих пор супруги жалеют о том эпизоде:


— Три года назад взяли кредит на сумму 60 миллионов рублей, под залог оформили 20 коров. С учетом выплат по процентам должны были вернуть банку около 80 миллионов. На эту сумму и рассчитывали. Но арифметика изменилась. Теперь надо внести уже 180 миллионов рублей. На чем заработать, если закупочные цены на молоко по–прежнему низкие? Поэтому кредитов больше не потянем...


Деньги «Снежко» нужны не для латания дыр, а для развития фермерского хозяйства. То, что поголовье крупного рогатого скота за три года увеличилось в 6 раз, Татьяна и Олег считают лишь промежуточным этапом. Они хотят расти дальше. Будут скоро добиваться выделения еще десятка гектаров земли, даже присмотрели территорию по соседству со своим участком. Проблема: на ферме нет воды — ее сюда привозят. Хотя водопровод проходит всего в 150 метрах от здания. Но коммунальники не торопятся пустить трубу и открыть кран для фермерского хозяйства. Хотя оно готово за все заплатить...


Молочное производство — лишь одно из направлений, которые намерены развивать Снежко. В планах — обустройство агроусадьбы, строительство придорожного кафе... Места здесь людные. В километре — город Ошмяны, неподалеку проходит международная автотрасса Минск — Вильнюс. Туристов сюда можно привлечь не только современным сервисом, но и натуральным хозяйством. Его изюминкой, уверен Олег Снежко, стало бы разведение овец:


— У нас уже есть 100 овец. Держим пока их в основном для себя. Но неоднократно убеждался: мясо этих животных покупают нарасхват, причем по хорошим ценам. Два раза в год стригу овец специальной машинкой. Животные ухоженны, приятно на них смотреть. Но шкуры и шерсть после убоя негде реализовать, как ни старайся. Вот и приходится их, к сожалению, закапывать. Не по–хозяйски, конечно, но другого выхода у нас нет. Были бы собственные средства или льготный кредит, построил бы перерабатывающий цех. Ведь спрос на чистошерстяную пряжу сегодня есть.


...Опыт хозяйства «Снежко» навел меня на размышления. За три года супруги на голом месте создали ферму. Выращивают, причем весьма эффективно, более 200 домашних животных. К государству в карман не лезут. Сполна платят налоги. Открыли рабочие места в деревне. Некоторым сельхозпредприятиям, привыкшим просить деньги то на посевную, то на уборочную, впору бы поучиться...


Все время, что мы находились на пастбище и на ферме, с нами были пятеро очаровательных детишек Снежко. Они обнимали любимых буренок, разговаривали с ними, садились верхом на лошадь. А маленькая Маша никак не могла отойти от ягненка... Я невольно подумал: у такой дружной семьи, проникшейся неподдельной любовью к земле, — хорошее будущее.


Комментарий


Заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома Люция Адасько:


— С каждым годом в области растет количество фермерских хозяйств, сейчас уже 403. Удельный вес их производства в агрокомплексе составляет 1,2 процента. Регулярно из республиканского бюджета выделяются средства на оказание поддержки первичного обустройства таких хозяйств, в этом году на эти цели заложено 179 миллионов рублей. По какому пути двигаться фермерам? На мой взгляд, надо смелее осваивать пока еще свободные ниши — это овцеводство, производство козьего молока.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter