Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд, и мне исполнилось 50 лет

Джеймсу Бонду исполнилось 50 лет.

Джеймсу Бонду исполнилось 50 лет. Некоторые помнят Джеймса Бонда в исполнении Шона Коннери, чуть располневшего, с поредевшей шевелюрой - возможно, Коннери считал, что секретный агент уже перешагнул полувековой рубеж.

Но нет, это произошло только сейчас: как раз в 1952 году начинающий писатель Ян Флеминг сел за стол в своем доме на Ямайке и на пишущей машинке "Империал" напечатал первую главу шпионско-приключенческого романа "Казино "Рояль". И уже во втором абзаце он написал: "Джеймс Бонд внезапно почувствовал усталость. Он всегда знал, когда его телу или мозгу требовался отдых". Вот так появился на свет агент, блестящий и беспощадный, элегантный и ироничный, который относится к автомобилям, как к женщинам, а к женщинам, как к автомобилям. Через 10 лет, когда на экраны вышел фильм "Доктор Ноу", это имя "Бонд, Джеймс Бонд" уже стало маркой, означавшей риск, удовольствия, драки, погони, непременное присутствие потрясающих красоток, а также мартини, который следовало "взбалтывать, но не перемешивать".

Но благодаря чему Бонд стал самым известным в мире секретным агентом? Флеминг, по правде говоря, просто придумал своего героя: в течение 12 лет напряженного труда он написал 14 романов, чтобы усмирить свою буйную фантазию. Да, действительно, во время войны вместе с адмиралом Годфреем, прототипом "М", он принимал участие в операциях по выявлению нацистов, достойных Джеймса Бонда. Говорят, уже тогда Флеминг работал "творчески". К примеру, для организации прикрытия высадки союзнических войск на Сицилии в Лондоне разработали хитроумную операцию. На пустынном пляже немцы нашли труп, одетый в форму английского морского офицера, который имел при себе "секретные документы". Так вот - для придания акции большей правдоподобности именно Флеминг положил в карманы формы билеты в театр и любовные письма...

Кем был для него Джеймс Бонд? "Это фантазия, переложенная на опыт автора, - говорил Флеминг. - Фантазия - это не реальная жизнь, по определению. Это мечты автора о том, что могло бы произойти".

И все же парадокс. Почему, скажем, Ле Карре, несмотря на талант настоящего писателя и тонкого психолога, вынужден придумывать новые сценарии и новые ужасы, в то время как романы Флеминга - "Из России с любовью", "Золотой палец", "Операция "Шаровая молния", "Живи и дай умереть", "Шпион, который меня любил" - остаются, несмотря на литературные недостатки, пределом наших мечтаний? Может быть, потому, что Смайли - герой романов Джона Ле Карре - совершил ошибку, избрав себе конкретного врага, борясь с коммунизмом, с Советским Союзом: Берлинская стена пала, и он остался без работы. А вспомним хотя бы организацию "Спектр", с которой сражается Джеймс Бонд. Ведь такой противник никогда не умирает, достаточно одеть его в другие одежды: русские притихли, значит, можно нанести удар по желтолицым или по террористической группировке.

Кстати, по поводу террористов: вы заметили, что Джордж Буш дал врагам определение "ось зла"? Это походит скорее на фантазию, чем на реальность, - почти так же, как Рональд Рейган обвинял "империю зла", вместо того чтобы назвать настоящее имя врага. Буш так же, как Джеймс Бонд, нашел свое Привидение. И так же, как агент 007, по крайней мере, в царстве аллегорий, уверен в победе...

 

Алессио АЛЬТИКЬЕРИ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter