Меньше пены - лучше пиво

Сегодня, наверное, уже трудно поверить, что еще 7 - 10 лет назад от покупателей белорусского пива в Москве или Санкт-Петербурге не было отбоя.
Сегодня, наверное, уже трудно поверить, что еще 7 - 10 лет назад от покупателей белорусского пива в Москве или Санкт-Петербурге не было отбоя. К сожалению, наши пивовары былые позиции утратили. Тягаться с "монстрами" пивного рынка на технологиях тридцатилетней давности и изношенном на 70 процентов оборудовании просто нереально. Но опускать руки и не замечать огромный потенциал отрасли тоже опрометчиво. На это Александр Лукашенко обращал особое внимание участников совещания по вопросам развития пивоваренной отрасли, проведенного вчера в ОАО "Крынiца".

Почему бизнес, имеющий во всем мире репутацию одного из самых прибыльных, у нас оказался очень слабым? Ответ в справедливой критике Президента, адресованной руководству концерна "Белгоспищепром" и Минсельхозпрода. Построение отрасли хаотично, она практически утратила управляемость, нет системного понимания перспектив развития, а поэтому почти три десятка предприятий "толкутся" на относительно небольшом белорусском рынке, лишь мешая друг другу.

Задачу Президент поставил жестко: к 2005 году все предприятия должны быть реконструированы и их продукция должна соответствовать самым высоким мировым стандартам. При этом руководители заводов не ставятся в некие жесткие рамки. Александр Лукашенко подчеркивал, что они вольны самостоятельно выбирать способы достижения цели, варианты финансирования. Конечно, для страны предпочтительнее развитие отрасли за счет внутренних инвестиций. В таком случае вся прибыль останется в государстве и будет работать на него. Но, понимая ограниченность этого ресурса, Президент говорил, что привлечение инвестиций со стороны, в том числе прямых, тоже приемлемо. "Главное, чтобы такие проекты вписывались в общую, целостную концепцию развития отрасли", - подчеркивал Александр Лукашенко. По его мнению, если инвестор и приходит на наш рынок, то он не должен создавать дополнительной конкуренции отечественному производителю. Квота внутренних продаж должна оговариваться сразу, а основная доля продукции - продаваться за пределами страны. Похоже, такие принципы лягут в основу переговоров с потенциальным инвестором бобруйского пивзавода "Дедново".

Примером же мобилизации внутренних ресурсов может послужить проект реконструкции ОАО "Крынiца". Приорбанк открыл предприятию кредитную линию на 13 млн. долларов. Готов финансировать работы и дальше, но при условии до минимума сократить риск потерять деньги, доверенные ему клиентами. Для этого предложено передать государственный пакет акций "Крынiцы" в доверительное управление банку на 5 лет. Получив контроль над ОАО, он сможет напрямую управлять использованием своих кредитов, грамотно наладить менеджмент и продвижение товара. Президент эту идею в целом одобрил.

В то же время Александр Лукашенко отмечал, что успех не только в правильной структуре производства и его техническом и технологическом обновлении. Большое значение имеет сырьевая база. Понятно, что выигрывает в первую очередь тот, кто имеет собственное сырье. Еще в 1994 году Беларусь выращивала 287 тысяч тонн пивного ячменя. Этого хватало и для загрузки своих солодовен, и для экспорта. Но в прошлом году собственного ячменя мы получили только 33 тысячи тонн. И это при том, что хватает и посевных площадей, и семян. Развитию этого направления Президент распорядился уделить самое пристальное внимание.

Не поспоришь и с тем, что Беларусь имеет свои традиции пивоварения. Ведь любили за своеобразие наш напиток те же россияне, да и сегодня не забывают. Александр Лукашенко уверен, что, ориентируясь на мировые стандарты, свою изюминку забывать ни в коем случае нельзя. А активно пропагандировать и продвигать на рынки нужно национальные торговые марки, как уже известные, так и вновь создаваемые.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter