молодежь все больше стремится стать «офисным планктоном»?
04.09.2014 20:47:00
Вспоминаются художественные фильмы советских времен, где на экране зрители видели таких близких им самим героев — сталеваров, кораблестроителей, монтажников-высотников, поваров. Им посвящались песни, ими гордились и восхищались. Сегодня, как это ни печально, молодежь все больше стремится стать «офисным планктоном». Почему не идут в средние специальные и профессионально-технические заведения? Ответ прост. Это непрестижно. Ну, к примеру, спросят тебя друзья: «Кем работаешь?». А ты в ответ: «Столяром».
В управлении образования Гродненского облисполкома констатируют, что в последние годы конкурс на многие специальности был меньше одного человека на место. Есть, конечно, исключения, но их немного: за места приходится бороться будущим техникам-механикам, техникам-строителям и программистам.
Самые высокие конкурсы и проходные баллы в этом году отмечены в Новогрудском торгово-экономическом колледже: по отдельным специальностям — 3 человека на место, а проходные баллы — от 8,6 до 9,1. В Гродненском политехническом на специальность «Промышленное и гражданское строительство» стремились попасть в среднем 2,4 человека на место, а проходной балл достигал 7,6. Но это те немногие учебные заведения, которые, как говорится, держат марку. Их выпускники всегда востребованы.
Всего же в средние специальные учреждения образования в этом году планировали зачислить 1345 человек, а реально приняли 1411. Вроде бы все в порядке, но перевыполнение произошло за счет платной заочной формы, которая в последнее время пользуется спросом. Как показывает практика, конкурс в учреждениях профессионально-технического образования отсутствует уже в течение многих лет, поэтому по баллу аттестата зачислят практически всех. Специалисты отмечают, что на рынке труда востребованы строители, швеи, специалисты в сфере металлообработки. Если кто-то из абитуриентов решил пойти обучаться именно этим специальностям, то, к его сведению, конкурса на них нет. А желающим стать парикмахерами и слесарями по ремонту автомобилей, возможно, придется посоревноваться: как правило, на место претендует более одного человека. Но разве это конкурс?
Нескольким профессионально-техническим заведениям Гродненщины на конец августа не удалось набрать и половины учащихся. Взять хотя бы Мирский колледж. Казалось бы, здесь есть все: замечательные кадры, высокий уровень преподавания. Но из года в год наблюдается некомплект студентов. Ну не хочет молодежь работать с керамикой, заниматься реставрацией, художественной росписью, вырезать по дереву. Кому нужен изготовитель художественных изделий, чем он станет заниматься после получения диплома? Та же картина в колледже искусств: если на эстрадные специальности хоть как-то идут, то народное творчество и фольклор — увольте.
Интересная ситуация складывается с профессией повара. В Гродненский технологический колледж подали 100 заявлений — более трех человек на место. Выходит, что повар-кондитер — востребованная и популярная профессия? Но в других колледжах и лицеях очередей не наблюдается. К примеру, в Щучинском лицее учиться на повара изъявили желание только 16 абитуриентов, в Скидельском — 14, в Ивьевском — 8, в Козловщинском — 5. По мнению специалистов, можно говорить о нецелесообразности подготовки поваров в большинстве учреждений образования области.
В управлении образования Гродненского облисполкома констатируют, что в последние годы конкурс на многие специальности был меньше одного человека на место. Есть, конечно, исключения, но их немного: за места приходится бороться будущим техникам-механикам, техникам-строителям и программистам.
Самые высокие конкурсы и проходные баллы в этом году отмечены в Новогрудском торгово-экономическом колледже: по отдельным специальностям — 3 человека на место, а проходные баллы — от 8,6 до 9,1. В Гродненском политехническом на специальность «Промышленное и гражданское строительство» стремились попасть в среднем 2,4 человека на место, а проходной балл достигал 7,6. Но это те немногие учебные заведения, которые, как говорится, держат марку. Их выпускники всегда востребованы.
Всего же в средние специальные учреждения образования в этом году планировали зачислить 1345 человек, а реально приняли 1411. Вроде бы все в порядке, но перевыполнение произошло за счет платной заочной формы, которая в последнее время пользуется спросом. Как показывает практика, конкурс в учреждениях профессионально-технического образования отсутствует уже в течение многих лет, поэтому по баллу аттестата зачислят практически всех. Специалисты отмечают, что на рынке труда востребованы строители, швеи, специалисты в сфере металлообработки. Если кто-то из абитуриентов решил пойти обучаться именно этим специальностям, то, к его сведению, конкурса на них нет. А желающим стать парикмахерами и слесарями по ремонту автомобилей, возможно, придется посоревноваться: как правило, на место претендует более одного человека. Но разве это конкурс?
Нескольким профессионально-техническим заведениям Гродненщины на конец августа не удалось набрать и половины учащихся. Взять хотя бы Мирский колледж. Казалось бы, здесь есть все: замечательные кадры, высокий уровень преподавания. Но из года в год наблюдается некомплект студентов. Ну не хочет молодежь работать с керамикой, заниматься реставрацией, художественной росписью, вырезать по дереву. Кому нужен изготовитель художественных изделий, чем он станет заниматься после получения диплома? Та же картина в колледже искусств: если на эстрадные специальности хоть как-то идут, то народное творчество и фольклор — увольте.
Интересная ситуация складывается с профессией повара. В Гродненский технологический колледж подали 100 заявлений — более трех человек на место. Выходит, что повар-кондитер — востребованная и популярная профессия? Но в других колледжах и лицеях очередей не наблюдается. К примеру, в Щучинском лицее учиться на повара изъявили желание только 16 абитуриентов, в Скидельском — 14, в Ивьевском — 8, в Козловщинском — 5. По мнению специалистов, можно говорить о нецелесообразности подготовки поваров в большинстве учреждений образования области.
Татьяна КОНДРАТЬЕВА
tanula.K@mail.ru