Меньше, но лучше

Августовские хлопоты подготовки к школе и борьбы за место в престижном вузе вовлекли страну в обсуждение проблем образования... Мнения: оглядываясь на август

Августовские хлопоты подготовки к школе и борьбы за место в престижном вузе вовлекли страну в обсуждение проблем образования. Какая школьная форма и школьные принадлежности помогут ребенку лучше учиться? Почему не все учебники напечатаны и где их скачать в интернете? Будет ли ребенок после школы знать иностранный язык? Как стать студентом филиала зарубежного вуза? Куда берут и с проваленным тестом?..


Такими мыслями озадачиваются многие люди. А экономисты в образовании видят прежде всего инструмент повышения качества человеческого капитала страны. Именно от него зависит скорость построения в Беларуси экономики знаний. Термин с легкой руки ООН пришел на смену понятию "инновационное развитие".


По значению индекса образования мы 30-е в мире. Но этот показатель показывает лишь, что образование в стране стало массовым. И не только среднее, но и высшее. Завтра, да уже и сегодня практически каждый школьник сможет поступить на платное отделение хоть в каком-нибудь вузе. А через пару лет выпуск общеобразовательных учебных заведений будет едва ли меньше, чем мест в университетах. Вузовская же система образования, как и в советские времена, во многом ориентируется на сильных студентов. Сегодня же только считанные специальности набрали абитуриентов с 300 и более баллами. И если те, кто набрал от 240 до 300 еще могут успешно усвоить современную программу высшей школы, то абитуриенты с баллами менее 240 учатся только на "удовлетворительно" даже не на самых трудных специальностях. Перед вузами стоит задача дать и им нормальное практико-ориентированное образование.


В Европе решили, что для массового высшего образования хватит и трех лет для 1-й ступени. Мы пока сохранили 4 - 5, главным образом из-за повтора в вузе школьного социально-гуманитарного цикла, который тянет ровно на год обучения. Думаю, что это накладно для экономики. Вузовскую программу 1-го цикла вполне можно по-европейски уплотнить. Приблизить к потребностям нашей экономики и сделать доступной для нынешнего массового абитуриента, сдавшего тесты в среднем на 4 - 5. То есть набравших в среднем 200 баллов. Небольшая часть талантливых студентов сразу пойдет на 2-й цикл и высокую теорию доучит в одногодичной магистратуре и трехгодичной аспирантуре. Остальные, поработав 3 - 5 лет и осознав, какие знания нужны для карьеры, захотят поучиться на второй ступени. Но не для подготовки к аспирантуре, а для получения современных высокотехнологичных профессий.


Одним словом, строительство экономики знаний в стране в следующей пятилетке требует, на мой взгляд, открытия двухгодичной практико-ориентированной магистратуры с необязательной сдачей кандидатских минимумов. Тем, кто придет в нее учиться, нужны не диссертации и минимумы, а практические знания по экономике 6-го технологического уклада. Эти знания, как правило, находятся на стыке специальностей.


Образование - только фундамент экономики знаний, а ее здание - это инновационная система и информационная инфраструктура. Правительство все лето разрабатывало стратегии повышения деловой и инновационной активности. Главным в них будет развитие человеческого капитала, повышение его активности и увеличение финансирования инноваций. Но нужен спрос наших предприятий на свои разработки. Как его создать?


Мировой опыт отвечает на этот вопрос - необходимо децентрализовать инновационные отчисления. Каждому предприятию, банку, организации довести норматив отчислений на инновационные цели, а они уже сами решают, куда их направить. Условие при этом одно: инновационные деньги должны направляться на развитие собственных разработок.


Нужно также создать стимулы для эффективной работы ученых на мировом уровне. Пару лет назад страна создала стимулы для защиты диссертаций - установила надбавки за степень и звание. Но еще более важно платить не за факт того, что кто-то кандидат, доктор, профессор или академик, а за публикацию статей в международных признанных журналах, за патенты, полученные за рубежом. Это, кстати, главные показатели для индекса готовности к экономике знаний.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter