Мелодия невспыхнувшей звезды

Сначала было письмо в редакцию.
Сначала было письмо в редакцию. Умное, серьезное и вместе с тем трогательное. "Какая красота чувств! Какая выразительность языка! Почитайте ее стихи, и каждая строка озарит вас светлым, радостным чувством любви к жизни, к человеку. Прекрасна ее пейзажная лирика. Обилие широко развернутых сравнений, эпитетов, предельная искренность слов..." - восторженно написал об этой женщине наш читатель из Несвижского района А.П.Валевач. Потом моя коллега поделилась впечатлениями от концерта: "Я слышала ее песни - это нечто! Музыка, слова, голос... Я впервые позволила эмоциям взять верх над собой и, главное, не стыдилась этого".

Мир звуков и предел мечтаний

...Дверь открыла невысокая темноволосая улыбчивая женщина. "Проходите. Присаживайтесь", - жестом пригласила в комнату. Сама, едва заметно коснувшись дверного косяка рукой, ловко обогнула стол-книгу и присела на диван. Минутное молчание. Уместное. Даже необходимое. Мы знакомились. Я робко вглядывалась в черты ее лица. Она... Она наверняка пыталась нарисовать в воображении мой портрет после недолгого, но теплого приветствия и пары-тройки тихих шагов из прихожей до дивана в комнате.

Ольга Патрий родилась в Томской области. Сюда в годы массовых репрессий были сосланы из Украины ее бабушки и дедушки. Здесь встретились и поженились ее родители. Жизнь на этой суровой сибирской земле потихоньку налаживалась. Удар немилосердной судьбы был словно гром среди ясного неба - Оля появилась на свет незрячей. Врачи даже не пытались обнадежить родителей. Необъятный мир звуков, в котором предстояло жить девочке, распахнулся перед ней с ее собственным первым криком. Солнечный свет, пушистые хлопья облаков, перламутровая озерная рябь, радужная палитра природы заочно стали пределом всех ее мечтаний и стремлений.

То, что Оля не приспосабливается к своей однобокой жизни, а в прямом смысле слова с упоением живет ею, первыми заметили родители. Уже в три года девочка знала наизусть весь репертуар Людмилы Зыкиной и на радость окружающим вытягивала тонюсеньким голоском любимые песни. Родители специально купили для дочери радиолу и целую коллекцию грампластинок.

Спустя несколько лет девочку оформили в молдавскую русскоязычную спецшколу-интернат, ближайшую от Ивано-Франковска, куда переехала семья. Но по-настоящему самостоятельная жизнь началась для Ольги Патрий в 1976 году, когда она приехала в Беларусь продолжать обучение. Ее замечали везде. С первого же знакомства с Олей обнаруживали себя непосредственность и безудержное желание вопреки всему жить полной жизнью, яркая, неистовая фантазия, которой девочка пыталась компенсировать все то, что не могла объять зрением. Но особенно поражал ее тихий и в то же время глубокий, чувственный голос. Благо руководители вокально-инструментальных и хоровых кружков, куда Оля непременно записывалась, не ограничивались занятиями с нею только в группе. Тем не менее полный курс музыкальной школы Ольга прошла гораздо позже. Она уже работала, когда при Республиканском обществе инвалидов по зрению создали музыкально-профессиональное объединение с собственной студией. Ольга стала солисткой местного оркестра. Для нее это было счастливое время - репетиции, выступления, концерты, гастроли, цветы и аплодисменты. Она пела песни признанных и начинающих авторов и по-доброму завидовала их таланту. До тех пор пока не почувствовала, что хочет петь свои, а не чужие песни. Не обошлось без мук творчества. Нет, яркие, искрометные образы и эпитеты рождались сами собой, всегда находилась удачная рифма, слова естественным образом складывались в песенные куплеты. Не было проблем и с музыкой - утонченный музыкальный слух не пропускал ни единой фальшивой ноты. Проблема возникла с аккомпаниатором. Тогда Ольга стала сама учиться игре на фортепьяно. Это оказалось сложнее всего - за музыкальным инструментом приходилось сидеть до боли в спине и шее, на пальцах не проходили мозоли. Но именно в своих стихах и музыке она нашла отдушину...

В моих стихах есть радуга

- Ольга, количество написанных вами стихов тянет как минимум на три сборника. Песен - на порядок меньше, хотя писать их стали раньше лет на 10. Между ними есть какая-то разница?

- Только та, наверное, что стихи грустнее, взрослее. В них больше философских оттенков. Но как ни странно, над стихами мне легче работать. К песенным куплетам еще нужно сочинить и отшлифовать мелодию. Возникают трудности с аранжировкой, записью на студии. Я часто не могу себе этого позволить. И хотя мне говорят, что в первозданном виде - под аккомпанемент фортепьяно - песня воспринимается ничуть не хуже студийной записи, хочется, чтобы она звучала по-настоящему! Темы же у песен и стихов одинаковые - человеческая сущность, любовные мотивы (уникальное чувство, о котором кто бы и сколько ни писал, каждый раз выходит по-новому). Я пишу от себя и о себе. Стихи могут рассказать о моей жизни все - о поворотах судьбы, о падениях и взлетах, о чувствах и переживаниях... Друзья однажды даже укорили меня за чрезмерную открытость, откровенность. Но я по-другому не могу. Наверное, потому на концертах чувствую такую же ответную реакцию слушателей. Мне даже иногда становится неловко, что своими выступлениями я могу вызвать у по сути незнакомых мне людей столь сильные эмоции.

Мама была фанатичной патриоткой своей родины, долго и настойчиво пыталась и мне привить такие же чувства. Но привязаться к Украине я не смогла - пою песни на национальном языке, а о стране практически ничего не знаю, слишком мало там жила. Две мои родины - Россия (по которой до сих пор сильно скучаю) и Беларусь - занимают отдельное место в стихах.

- Раньше вы пели с оркестром. Выступать сольно, наверное, сложнее...

- Конечно. Прежде всеми вопросами занимались специалисты. Сегодня по большей части все приходится решать самой. Я не могу похвастать расписанным на три месяца вперед гастрольным графиком, презентабельными концертными залами и ликующей толпой поклонников. Но иногда меня приглашают в детские сады, школы. Раз в год я обязательно даю, так сказать, большой сольный концерт. Приходит, как правило, уже знакомая публика. И я делюсь с нею всем новым, что успела создать за год. В прошлом году выступала в Сморгони. Совсем недавно Брестское областное общество инвалидов помогло организовать концерт с участием областной филармонии. Людей собралось не очень много, но зато и случайных не было. Пришли те, кто меня слышал, знает и ценит.

- А как насчет тех, кто оценивает?

- По поводу того, что я делаю, высказывалось много профессиональных критиков. Признаюсь, отзывы не всегда были лестными. Иногда дело доходило до слез... Чаще удивляло - почему отдельные люди от искусства хотят, чтобы все думали и писали одинаково. Свои стихи я боюсь назвать поэзией. Она для меня - безупречная красота, гармония. Но ведь и красота у каждого своя... Раскритиковать чужой труд - проще некуда. Другое дело - помочь новичку совершенствовать свое умение. Ведь ни один известный человек не становился таковым сразу. В этом году я впервые не смотрела (слушать для меня то же самое, что смотреть) итоговый концерт фестиваля "Песня года" - как говорится, "на манеже все те же", а ни одной толковой песни, которую хотелось бы запомнить и петь. В то же время действительно талантливому человеку порой приходится довольствоваться местной самодеятельностью...

* * *

Красив нарядный летящий вечер.

И, словно осень благодаря,

Пылают желтые листья-свечи

В лиловом сумраке октября.

* * *

- Ольга, в ваших стихах - широчайшая палитра красок... Простите за вопрос, откуда вы их берете?

- Я человек крайне наблюдательный, чувствительный. Все фразы окружающих, звуки вокруг вбираю в себя. Знаю, что луна по определению не может быть синей, а трава - небесно-голубой. Существуют же в природе определенные критерии. Много читаю, слушаю разную музыку - а это уже само по себе предполагает образы и краски. У меня повышенный слух, интуиция. Все, что происходит вокруг, я главным образом чувствую. У меня в стихах есть даже радуга...

- Вам везло в жизни на хороших людей?

- По большому счету - да. Но в последнее время часто приходится разочаровываться в людях. Они теперь чаще приспосабливаются к своим проблемам, нежели пытаются их решать. Что уж говорить о помощи окружающим. Хотя мне грех жаловаться. У меня жив отец, два брата (один с семьей в России, другой - в Украине). Они - моя главная моральная поддержка. Хотя видимся в силу определенных обстоятельств довольно редко, связь друг с другом не теряем. Много для меня сделала журналистка Анна Кашубо, которая как бы вывела меня на широкую аудиторию - сначала выпустила передачу с моим участием по телевидению, затем - на радио. В конце прошлого года не без ее поддержки мои стихи опубликовали в литературно-художественном журнале "Н„ман" (до этого были одни многотиражки). А недавно участники брестского благотворительного фонда "Наша вежа" пообещали помочь в издании сборника стихов. Ведь это же все хорошие, добрые люди.

* * *

Господи, дай мне увидеть свет.

Господи, грешна, сомненья нет.

Ты пошли прощенье и хоть на мгновенье,

Господи, дай мне увидеть свет!

* * *

- Ольга, вы хотели бы однажды проснуться и увидеть солнце?..

- До некоторых пор - безумно. Мне хотелось обладать зрением во многом для того, чтобы перестать просить о помощи хотя бы в жизненно важных мелочах - ходить по магазинам, наводить дома порядок, накладывать макияж, наконец, - я ведь женщина. Мне даже казалось, что я согласна на минуту прозреть, а затем вновь ослепнуть. С годами желание не пропало, но теперь мне очень страшно. Я привыкала к собственному видению мира, поэтому боюсь разочароваться в контрасте. И все же точно знаю, на что хотела бы взглянуть в первую очередь - на небо, лес и речку, вглядеться в улыбки и глаза людей. Я хотела бы увидеть красоту...

Хочу закончить тем, с чего начала - с письма в редакцию. В нем есть такие строки: "...сквозь свою трагическую судьбу Ольга Патрий стремится пронести любовь к людям. Она с оптимизмом смотрит в будущее... И мне кажется, эта женщина имела полное право написать "я хочу лечить людские души". Я вспомнила эту цитату, когда, попрощавшись с Олей, выходила из подъезда в гудящий и разбухший от снега город...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter