Мелкая политика больших фестивалей

Мне всегда хотелось разобраться в несвойственных простому и детскому искусству театра политических играх.
Мне всегда хотелось разобраться в несвойственных простому и детскому искусству театра политических играх. В "гримерке" артисты могут поболтать, но беззлобно. На сцене - с легкой фигой в кармане исключительно ради смеха в зале. Но вот вошли в театральную жизнь многочисленные фестивали с раздачей наград, призов, дипломов, и теперь можно приписать коротенькую строчку: "лауреат такого-то фестиваля". Приятно. И чуть выделяешься.

Поводом для раздумий стал традиционный, теперь уже восьмой, международный фестиваль в Бресте "Белая Вежа-2003", который собрал 30 спектаклей из 15 стран, а жюри - из пяти стран во главе с московским театроведом Олегом Пивоваровым.

...Известный белорусский персонаж Нестерка показывал судьям что-то, завернутое в тряпицу, и приговаривал: "Суди по справедливости. Будет мне, будет и тебе". Этот стимулирующий момент честно высмеян и отвергнут. Весь белорусский театральный мир знает, что решение жюри "Белой Вежи" всегда бывает не слишком справедливым.

В этом году тон в жюри задавала Россия. Гран-при получили театры из Сухуми и Санкт-Петербурга. Лучшими актерами названы москвич и симферополец. Спецприз журнала "Огонек" достался латышам и молдаванам. Однако, по общему мнению, на этом фестивале как никогда очень выгодно показались белорусы. На Гран-при явно претендовали Русский театр им. М.Горького с "Чудаками" и Брестский кукольный - с "Крысоловом", на лучшего актера - Геннадий Овсянников и Глеб Богаевский, на лучшую актрису - Евгения Белоцерковская. Кстати, последние двое из могилевского спектакля "Ночь Гельвера" заставили плакать даже самых ироничных критиков.

Фестиваль в обеих программах (театры драмы и театры кукол) был поводом говорить о победе белорусской школы актерского мастерства, которая со всей верностью искусству психологизма еще раз доказала, что на сцене всегда интересен человек, а не режиссерские трюки. Впрочем, мудрый директор фестиваля Александр Козак никого не обидел: всем раздал ковры, цветы и дипломы. Но все же, все же...

Белорусских театроведов все меньше аккредитуют в Бресте, забывая, что этот фестиваль у нас единственный международный и важен так же, как Театральная олимпиада для Москвы. Наиболее комфортно чувствовали себя приехавшие из Москвы критики. Эмансипированные дамы в кожаном и с сигаретками пользовались местным гостеприимством, посещали далеко не все спектакли, но высказывались безапелляционно. Невысокие мужчины в белых носочках убивали наповал своей эрудицией и околотеатральными связями. Почтенные метрессы вымученно улыбались, судорожно обдумывая, как правду сказать и никого не обидеть. Не на сцене, не в зале, а в кулуарах фестиваля формировалось общественное мнение.

На фестиваль принято отбирать лучшее. Такими лучшими из года в год считаются театры Литвы, Латвии, Германии, России. Еще приглашают хороших знакомых. Хорошие знакомцы - артисты Украины. В кукольной программе они были, как всегда, профессиональны, певучи, красивы. Хотя ярких достижений не показали. Спектакли российского театра, как это неоднократно случалось на фестивале "Белая Вежа", провалились. Звездно-антрепризная пища никому не пришлась по вкусу, хотя Государственный театр наций и привез свой лучший спектакль "Белый джаз для двух Пьеро". Поющие и танцующие артисты, как оказалось, не умеют ни петь, ни танцевать, а тем более внятно разговаривать. Правда, "Маленькие трагедии" театра кукол имени С.Образцова поправили ситуацию. Прошлогодний призер из Санкт-Петербурга - театр кукол "Потудань", обладатель двух "Золотых масок", выступил хуже, чем в прошлом году, но все же вышел в лидеры.

Немцы и поляки привычно демонстрировали особенности своего национального театрального искусства, сдержанного, рационального, чуть занудного. Полной противоположностью им была "Кармен" крымско-татарского театра из Симферополя. Молодая, очень красивая актриса точно по роли совершала предательства, подстрекала убивать любовников, часто переодевалась и вызвала полный восторг публики. В зале присутствовали серьезные чиновники из Крыма, и судьба спектакля была решена...

Абхазский театр из Сухуми показал, в принципе, традиционное кавказское зрелище по пьесе Фазиля Искандера. Юмор, любовные утехи, кровная месть, высокое человеческое достоинство спектакля "Махаз" были очень тепло встречены зрителями и получили высшую награду фестиваля. Способствовало этому и то, что коллектив добирался издалека. Плохо одетые артисты приехали с детьми. Режиссер Валерий Кове рассказал, что делают они спектакли, которые можно играть на любой площадке и в любых обстоятельствах: "Просто мы находимся в тех условиях - и в быту, и в политике, - когда нужно найти в себе силы не потерять надежду и вкус к жизни". Сухумские артисты отказались от обеда, чтобы побывать в Брестской крепости. Там они плакали...

И все же, на мой взгляд, белорусская программа была лучшей. Местный патриотизм здесь ни при чем. Так считали многие. Оказывается, можем. И даже делаем спектакли европейского уровня, как, например, "Крысолов". Создаем такие специальные фестивальные зрелища, как "Чудаки". Вводим в напряженный нервный транс, как могилевские "Ночь Гельвера". Можем выдать и шоу-продукт, рассчитанный на ожидания молодых зрителей.

Как говаривал Король в "Золушке": "Ничьи козни не могут сделать ножку маленькой, а сердце большим". Пусть добро и зло на сцене сколько угодно меняются местами. Никакие закулисные игры не затмят впечатления от увиденного...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter