Мели, е-мейл!

Если раньше слово "мыло" ассоциировалось исключительно с чистотой, то теперь - с.
Если раньше слово "мыло" ассоциировалось исключительно с чистотой, то теперь - с... почтой. Электронной. Сегодня ею пользуются как минимум 100 миллионов человек.

Белорусы уделяют большое внимание развитию высоких технологий, стремясь широко их применять в реальной жизни. И результаты говорят сами за себя. Например, среди наших соотечественников примерно каждый десятый имеет свой бесплатный почтовый ящик в Интернете. И в общей сложности за прошедшие 9 месяцев белорусы "просидели" в Интернете только по парольному доступу 180 миллионов минут и отправили около 860 тысяч электронных писем, кстати, на 44 процента больше, чем за такой же период прошлого года.

- Сегодня e-mail не роскошь, а скорее, необходимость. Ведь это не только возможность быстро переписываться с людьми из других стран, но и механизм организации внутренней работы предприятия, - уверен заведующий отделом Национального центра информационных ресурсов НАН Александр Агафонов.

"Мыло" шаг за шагом отвоевывает позиции у телефонов и факсов: 80 процентов сотрудников американских компаний предпочитают общаться с клиентами, коллегами и начальством с помощью электронной почты. И хоть этот "эпистолярный" жанр становится все более популярным (на редкой "визитке" не значится e-mail), воспринимают на ура его далеко не все. Оказывается, электронная почта может разрушить личную жизнь. Как показывают опросы, 28 процентов авторов e-mail-посланий живут в постоянном страхе, что случайно отправили приватное сообщение своему боссу, 12 процентов респондентов жалуются, что друзья регулярно недопонимают текст сообщений и обижаются, а для 2 процентов опрошенных электронная почта и вовсе стала причиной разрыва отношений с партнерами. Многие считают, что e-mail приводит к потере взаимопонимания и является благодатной почвой для тиражирования слухов. У медиков даже новые термины появились: "постпочтовый" и "препочтовый" синдром.

Тем не менее электронной почтой пользуются все, кто такую возможность имеет. По данным исследований, 77 процентов пользователей Интернета не представляют без нее своей работы, а 67 - совместной с партнерами работы над документами, и почти все используют ее для личной переписки. Но если e-mail для нас уже нечто привычное и письма, написанные от руки, выглядят, скорее, как приветы из прошлого века, то есть нечто, что мы еще только начали осваивать.

Мышь на прилавке

Вы работаете 6, а то и 7 дней в неделю с 10 до 19 часов, единственный выходной - воскресенье, и его очень не хочется тратить на посещение магазинов. Тут и приходит на помощь торговля он-лайн. Обычному пользователю Интернета требуется в среднем около четырех лет, чтобы начать делать покупки в сети. Учитывая, что белорусские виртуальные магазины появились года три назад, мы на верном пути. Как говорит специалист по системе Интернет-магазинов Алексей Петровский, уже сейчас 1 - 2 процента посетителей торговых он-лайн точек становятся их покупателями, а это, между прочим, западный показатель.

Оно и понятно: ценники там вполне божеские. Почему? Потому что создание несложного Интернет-магазина не требует таких капитальных вложений, как, например, ремонт и оборудование торгового зала. Для обслуживания заказов достаточно 1 - 2 человек, тогда как в обычном - не менее 5. Затраты небольшие, соответственно и цены невысоки.

Но товар же выбирается не только по цене. Представьте, что вы пришли в обычный магазин бытовой техники и хотите выбрать чайник, а их там 20 моделей. Если делать это самостоятельно, то можно потратить не один час. А в Интернет-магазине вы можете просто указать характеристики, которым должен соответствовать товар, и затем уже выбирать из небольшого списка модель, полностью соответствующую вашим требованиям. Это удобно и экономит время. Вот только потрогать товар нельзя... Ну и не надо. Ведь чаще всего виртуально белорусы покупают книги, компакт-диски, бытовую технику, компьютеры и телефонию. А для этого достаточно знать автора, исполнителя, внешний вид товара на фотографии, фирму производителя или технические характеристики. Впрочем, не все так гладко в виртуальной торговле.

- Когда оформляется Интернет-магазин, владелец просто получает лицензию на розничную торговлю. На том законодательная база в этой сфере пока и заканчивается, - объясняет Александр Агафонов. - Все расчеты за товар производятся "наличкой", сами понимаете, чем чревато отсутствие кассы и автоматизированной системы оплаты...

Как и во всякой торговле, в он-лайновой тоже масса ловушек. Одна из самых больших неприятностей, которая поджидает неискушенного покупателя, - "мертвый" магазин: фактически от него остался только сайт, и своего заказа вы можете не дождаться. На сегодняшний день в Беларуси чуть больше 300 виртуальных торговых точек, так вот, около 15 процентов их - "мертвые". По оценкам специалистов, наши Интернет-магазины еще слишком примитивны, а потому, заказав товар по каталогу, нужно быть готовым к тому, что в наличии его не окажется.

Ежедневно он-лайн магазин оформляет до 7 заказов. Немного, видимо, потому, что, как выразился владелец одного из них, для большинства виртуальный товар - как кот в мешке. Вытеснит ли когда-нибудь Интернет-торговля обычную? Думаю, вряд ли: ну что может заменить толчею у реального прилавка, обсуждение оттенка новой помады с реальным продавцом... В этом ведь есть своя прелесть - прелесть общения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter