Премьера комедии «Нобелевская неделя» в Новом драматическом театре готовилась в атмосфере слухов и легенд: сатирическая пьеса, написанная Валентином Пепеляевым два с половиной года назад, должна была ожить на сцене в феврале, но планы спутал коронавирус. В сегодняшних реалиях спектакль внезапно оказался острым и, что называется, на злобу дня.
— Мне хотелось проговорить коллективные травмы, которые, на мой взгляд, в нашем обществе накопились, — рассказал Валентин Пепеляев. — Они всплывают в частных беседах с людьми. А мне захотелось попробовать поговорить об этом со сцены публично, увидеть какую-то ответную реакцию, пусть даже и негативную. Белорусская драматургия увлеклась частными темами, она не всегда отвечает вопросам дня сегодняшнего и не всегда опирается на реальность. Но, по-моему, с реальной жизнью театр должен взаимодействовать напрямую.
Завязка пьесы каноническая для любовного романа или голливудской мелодрамы: модная столичная штучка в преддверии получения Нобелевской премии по литературе возвращается в родной полесский городок — и себя показать, и земляков вытянуть из пучины провинциального невежества, в котором, по мнению заезжей «зоркi», они пребывают. Так сказать, приобщить жителей глубинки к передовым достижениям современной культуры, а заодно и подергать за ниточки старую любовь — глубоко женатого, плотно увязшего в быте корреспондента местной районки Хомутова (Сергей Широчин).
Однако дальше голливудский канон пасует перед белорусской реальностью: у земляков свои дела и заботы, свои муки и радости — где смешные, где наивные, свой набор заморочек и фантазий, которыми они дорожат. Одним словом, те самые «пустяки, дело житейское», картинки привычного абсурда, которые и наполняют обыденное человеческое бытие. Перед нашими глазами проходят персонажи провинциальной трагикомедии, утрированные, резко очерченные. И жена Хомутова, библиотекарша Улита (Людмила Баталова), и колоритный «сын Фиделя Кастро» (Игорь Николаев) — их лица нам, будем честны, знакомы.
Главная героиня этой истории Меланья эфирная и гламурная. На голове — роскошная шляпка-пирожное, погибель и ревность идут по ее пятам, рушатся семьи и разбиваются сердца. Воистину знойная женщина, мечта поэта — по крайней мере, такой она предстала в исполнении актрисы Миланы Ивановой.— Это в некотором смысле старомодный театр, — говорит Валентин Пепеляев. — Мне хотелось вернуть игровое карнавальное начало, вспомнить «Самоубийцу» Эрдмана, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина и другие великие вещи. Сатира вообще очень сложный жанр, режиссер Сергей Куликовский ее в спектакле несколько приглушил и был прав.
ovsepyan@sb.by