Премьера сатирической комедии «Нобелевская неделя» в Новом драматическом театре: стоит посмотреть

Меланья и земляки

Премьера комедии «Нобелевская неделя» в Новом драматическом театре готовилась в атмосфере слухов и легенд: сатирическая пьеса, написанная Валентином Пепеляевым два с половиной года назад, должна была ожить на сцене в феврале, но планы спутал коронавирус. В сегодняшних реалиях спектакль внезапно оказался острым и, что называется, на злобу дня.


То, что полгода назад показалось бы гротеском, сегодня смотрит на нас из каждой подворотни: феномен предугадывания событий, как это часто бывает, сработал на все сто.

— Мне хотелось проговорить коллективные травмы, которые, на мой взгляд, в нашем обществе накопились, — рассказал Валентин Пепеляев. — Они всплывают в частных беседах с людьми. А мне захотелось попробовать поговорить об этом со сцены публично, увидеть какую-то ответную реакцию, пусть даже и негативную. Белорусская драматургия увлеклась частными темами, она не всегда отвечает вопросам дня сегодняшнего и не всегда опирается на реальность. Но, по-моему, с реальной жизнью театр должен взаимодействовать напрямую. 


Завязка пьесы каноническая для любовного романа или голливудской мелодрамы: модная столичная штучка в преддверии получения Нобелевской премии по литературе возвращается в родной полесский городок — и себя показать, и земляков вытянуть из пучины провинциального невежества, в котором, по мнению заезжей «зоркi», они пребывают. Так сказать, приобщить жителей глубинки к передовым достижениям современной культуры, а заодно и подергать за ниточки старую любовь — глубоко женатого, плотно увязшего в быте корреспондента местной районки Хомутова (Сергей Широчин).


Однако дальше голливудский канон пасует перед белорусской реальностью: у земляков свои дела и заботы, свои муки и радости — где смешные, где наивные, свой набор заморочек и фантазий, которыми они дорожат. Одним словом, те самые «пустяки, дело житейское», картинки привычного абсурда, которые и наполняют обыденное человеческое бытие. Перед нашими глазами проходят персонажи провинциальной трагикомедии, утрированные, резко очерченные. И жена Хомутова, библиотекарша Улита (Людмила Баталова), и колоритный «сын Фиделя Кастро» (Игорь Николаев) — их лица нам, будем честны, знакомы.
Главная героиня этой истории Меланья эфирная и гламурная. На голове — роскошная шляпка-пирожное, погибель и ревность идут по ее пятам, рушатся семьи и разбиваются сердца. Воистину знойная женщина, мечта поэта — по крайней мере, такой она предстала в исполнении актрисы Миланы Ивановой.
— Это в некотором смысле старомодный театр, — говорит Валентин Пепеляев. — Мне хотелось вернуть игровое карнавальное начало, вспомнить «Самоубийцу» Эрдмана, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина и другие великие вещи. Сатира вообще очень сложный жанр, режиссер Сергей Куликовский ее в спектакле несколько приглушил и был прав.


В «Нобелевской неделе» хватает аллюзий к драматургии, на которой выросло не одно поколение: люди средних лет и старшего возраста легко считают и отсылки к «Покровским воротам», «Тени» (имеется здесь и свой представитель «темных сил» — Человек из шкафа), и режиссерские намеки на Жана Жене. По признанию Сергея Куликовского, ряд сцен он вычеркнул из пьесы, заменив их живым вокалом: при помощи попсовых песенок из 1990-х и классических романсов артисты «допевают» то, что хотел сказать автор, настраивая зрителя на чуть более тонкую, уже не памфлетную, не сатирическую волну. Ощущение стремительно проходящей жизни, прорывающееся сквозь смех тайными слезами, наверное, самое ценное, что оставляет после себя «Нобелевская неделя». Время, отпущенное нам в этом мире, утекает сквозь пальцы, юношеские мечты о славе сталкиваются с повседневностью, в которой маленький человек проживает свои взлеты и беды, не замахиваясь на мировые масштабы: ему бы вот это, частное и невеликое, одолеть. Да и у прославленных и обласканных, сколько бы они ни кичились своими свершениями, тоже ведь по большому счету ничего не сбылось… И черный юмор постепенно уступает место лирике.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter